Рубель: от быта до искусства

7 декабря 2022

В России вплоть до середины прошлого века в деревнях использовали странный для современного человека способ глажки. Для этого служили инструменты весьма далекие от утюга: скалка с ровным сечением и рубель. Последний представляет собой брусок с ребристой поверхностью, оснащенный ручкой или двумя с обеих сторон. Зубцы могли быть скруглёнными или трапециевидными. Рубель передавали в семье от поколения к поколению.

Рубель в быту

Свежепостиранное белье плотно наматывали на скалку, после этого рабочей (ребристой) поверхностью рубеля катали валик по ровной поверхности с приложением силы на ручку и, при необходимости, на противоположный конец. То, как девушка выполняла эту операцию, судили, готова ли она замуж: справлялась одной рукой — хватит сил на свое собственное хозяйство, двумя — рановато замуж, слаба ещё. Эта работа была весьма тяжёлой и именно отсюда пошла расхожая фраза: «Не мытьём, так катаньем», то есть, получение результата после длительных и тяжёлых усилий. В данном случае результатом было белоснежное и выглаженное белье.

Рубель часто выступал в качестве хорошего подарка на свадьбу. В некоторых регионах жених преподносил его невесте, чтобы та смогла показать, что умеет им пользоваться, и все сопровождающие наблюдали за «экзаменом». Но и жених должен был отличиться, такой инструмент часто становился одним из главных украшений в доме благодаря богатому декорированию орнаментом и росписью. Иногда он служил даже оберегом, защищающим дом от темных сил.

Технология была настолько продуманной, что до самого последнего времени ее использовали в механизмах гладильных машин. Хотя мало кто, увидев прототип этого механизма, сможет вспомнить его название, а названий было достаточно: катальная палка, пральник, ребрак, гранчак, раскатка, качулька губчатая, но слово «рубель» встречается значительно чаще всех остальных.

Технология изготовления

Для создания инструмента брали доску из твердой древесины (береза, дуб, рябина, бук или клен), чтобы служил подольше. Размеры: длина 60-80 см, ширина 10-20 см. Но это все среднестатистические данные, часто рубель создавали под определенную хозяйку. Форма и оформление в разных регионах имели свои особенности:

  • на севере в рукояти делали место для сухого гороха и при работе с инструментом он тарахтел как погремушка;
  • во Владимире и окрестностях рубель был длинный и декорировался резьбой с геометрическими орнаментами;
  • в Ярославле же помимо резьбы с противоположной от ручки части рубеля вырезали объемную фигуру, которая выполняла роль второй ручки.

Декор мог быть также самым разным: от гладкой поверхности или простейшей резьбы, до сложного растительного орнамента и красивейшей росписи. Знающий человек без труда определял место изготовления рубеля по его внешнему виду. К примеру, в Архангельской губернии он был широким и сужался к ручке, во Владимирской — невероятно длинным и так далее.

Рубель использовали не только для белья. Кожевенники выпрямляли им кожу. Только инструмент в этом случае брали чугунный, для веса, а зубцы могли быть самыми разными: плоские, округлые, острые, с загнутым краем. Вес такого изделия мог быть в районе 4 килограмм. Для приглаживания соломы на крышах между зубцами рубеля вставляли заострённые пластины.

Рубель как музыкальный инструмент

Ещё один способ применения — народный музыкальный инструмент. Он начинал звучать при перерывах в работе, дополнял звуки оркестра и использовался в обрядах. Часто для извлечения звуков использовали иной предмет, нежели тот, которым гладили, так как звонче звучали острые зубцы, которые могли повредить белье. Также его делали короче и дополняли резонаторной полостью в торце изделия. Играли на рубеле специальной колотушкой с шариком на конце. Отдельные ансамбли народного творчества до сих пор используют рубель, так как он хорошо подчеркивает звучание остальных инструментов, выполняя роль трещотки.