Реальная история похищения Джоконды

20 марта 2021

В 1911 году прямо из Лувра неизвестный похитил картину Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», которая уже тогда считалась самым известным и ценным произведением живописи в мире. Вся полиция Франции тут же была поднята на ноги, Лувр закрыли, чтобы там провести обыск, а все дороги и границы страны заблокировали. Однако все это оказалось напрасно. Руководство Лувра было с позором уволено.

Кража картины стала всемирной сенсацией, настолько громкой, что о ней писали все газеты планеты. Например, парижская газета «Петит паризьен» печатала репродукцию «Моны Лизы» на первой странице на протяжении целого месяца. Лишь крушение «Титаника» через несколько месяцев вытеснило кражу «Джоконды» с первых страниц газет.

Ровно через два года, в 1913 году, произошло невероятное событие. Некто Винченцо Перуджа пришел к флорентийскому антиквару Альфредо Гери и предложил ему приобрести «Джоконду» да Винчи за 500 тысяч итальянских лир. Антиквар согласился, они встретились, и когда Гери убедился в том, что перед ним настоящая картина, то вызвал полицию. Продавцом оказался нищий итальянский стекольщик, которому посчастливилось получить работу в Лувре. В музее итальянский рабочий работал над стеклянным футляром для «Джоконды». Однажды Гери снял со стены картину, завернул в свое пальто и вышел вместе с ней из здания музея. После ареста Перуджа заявил полиции, что украл картину не ради выгоды, он хотел, чтобы шедевр вернулся на историческую родину, в Италию. Однако позже стало известно, что сказать так обвиняемому посоветовал адвокат. Суд Флоренции прослезился от патриотизма преступника и дал ему всего один год тюрьмы. «Джоконду», разумеется, вернули Франции.

Началась Первая мировая война, и Винченцо Перуджа, как настоящий патриот Италии, был вынужден отправиться на фронт. После войны он снова вернулся во Францию, где и жил до самой своей смерти. Умер вор в 1947-м году.

Настоящую историю похищения «Джоконды» поведал американский журналист Карл Дреккер в 1932 году. В 1915 году на Касабланке он познакомился с одним аргентинским авантюристом, который назвался Маркизом Эдуардо де Вальфьерно. Вероятнее всего, это было не настоящее имя. Уже старый Маркиз страшно боялся унести с собой в могилу настоящую историю похищения картины, поэтому рассказал ее представителю «желтой» прессы. При этом он попросил журналиста, чтобы тот напечатал эту историю только после его смерти. Дреккер, как настоящий работник СМИ, хоть и «желтого», свое слово сдержал.

Случайно, а возможно, и нет, познакомившись со стекольщиком Перуджой из Италии, Маркиз узнал, что работяга имеет свободный доступ к «Джоконде». У авантюриста тут же родился гениальный план. Склонить к совершению преступления глупого и жадного Перуджу не составило большого труда. Еще задолго до кражи Маркиз начал искать людей, которые готовы были купить картину. Ему удалось найти шестерых американцев, которые согласились на покупку краденого шедевра. Со всеми потенциальными покупателями Маркиз приходил в Лувр, в тот зал, где висела картина, в то время, когда музей был закрыт. Тайные посещения организовывал Перуджа.

Картина написана на тонкой доске из тополя, она вставлена в раму, а сзади на нее натянут холст. Аферист отворачивался, и потенциальный покупатель делал секретную пометку на холсте-заднике. После каждого такого посещения холст забирал Перуджа и натягивал другой. Для клиента это было гарантией того, что во время покупки он сможет идентифицировать картину. Когда «Джоконда» исчезла из Лувра, шесть подделок одновременно прибрели американские коллекционеры. Каждый покупатель увидел на заднике свою пометку, поэтому никто из них не сомневался в том, что перед ним подлинник. Все подделки заранее подготовил подельник Маркиза — талантливый художник Ив Шодрон.

А вот стекольщику Маркиз дал задание — украсть картину и где-то ее спрятать. За год Маркиз обещал найти покупателя на оригинальную картину, все вырученные деньги должны были достаться Перуджо. Незадачливый Перуджа больше двух лет хранил шедевр у себя дома под кроватью и ждал Маркиза, вот только Маркиз так и не пришел. Он понимал, что за каждым работником музея ведется слежка, да и связываться с глуповатым работягой не хотел.

Однако есть версия, что подделок было больше шести. Известно только об одном художнике, который занимался подделками — Ив Шодроне, но что могло помешать аргентинскому мошеннику привлечь и других художников, которые так и остались неизвестными?