Раиса Марчук: трудовая деятельность и скульптуры автора

21 ноября 2025

Марчук Раиса Александровна известна своей деятельностью на Городницком фарфоровом заводе. Точные даты её рождения и смерти установить не удалось, однако известно, что она работала на заводе с конца 1920-х до начала 1940-х годов. За этот период она создала множество оригинальных и классических фарфоровых скульптур.

Жизнь и творческие цели

Раиса Марчук получила стандартное для тех лет художественное образование, достаточное для работы скульптором. Подробных данных о её жизни и учёбе не сохранилось. С конца 1920-х она устроилась работать на Городницкий фарфоровый завод (ГФЗ) в посёлке городского типа Городница Житомирской области, где сосредоточилась на создании фарфоровых фигурок. В то время завод уже выпускал не только утилитарную продукцию, но и декоративные статуэтки. Под её руководством сошли с конвейера многочисленные изделия высокого качества с изящным дизайном, тщательно проработанными формами и филигранной росписью.

За годы работы на заводе накапливался опыт по развитию фарфоро-фаянсового производства: внедрялись инновационные технологии и тщательно отбиралось сырьё. Изделия ГФЗ выставлялись и за рубежом, представляя Советский Союз на международных выставках. Раиса Марчук стала одним из ведущих и талантливых скульпторов предприятия. Её работы, несмотря на соблюдение строгих ограничений и требований, оставались уникальными, красивыми и разнообразными. Статуэтки были компактными, устойчивыми и технически безупречными — добиться совершенства из фарфора сложная задача, которую ей удалось решить.

Особенности статуэток Раисы Марчук

Её творчество не ограничивалось одним стилем: фигурки были разнообразны и создавались под разные задачи. Одним из направлений было анималистика — фигурки животных, например гусей и белочек, которые пользовались спросом как детские игрушки и элементы домашнего декора. Эти образы были хорошо знакомы сельскому населению и любимы покупателями. Помимо животных, Марчук мастерски создавала фигурки, посвящённые спорту, отражая популяризацию разных видов физической культуры. Среди работ есть «Девочка с мячом» в голубом платьице и «Мальчик на санках», передающие игру и движение. Также известна её статуэтка клоуна — с яркой одеждой и гримом, с музыкальным инструментом у ног, с выраженными чертами лица и мимикой. В 1930-е годы появились и военные жанровые скульптуры: «Испанский солдат с ребёнком», где солдат в военной форме держит малыша, и «Испанская дружинница с раненым бойцом», показывающая заботу женщины и драму удержания оружия.

Общие черты её работ — тщательная проработка деталей, таких как лица, одежда и аксессуары, выразительная эмоциональность персонажей и динамика, часто запечатлённая в движении, что говорит о высоком мастерстве автора. Сегодня статуэтки Раисы Марчук высоко ценятся как редкие коллекционные изделия, являясь важной частью художественного наследия Городницкого фарфорового завода, который в советское время был одним из лидеров производства тонкостенного фарфора в СССР.

История Городницкого фарфорового завода: взлёты и падения

История Городницкого фарфорового завода уходит корнями в начало XIX века. Первые упоминания о самой Городнице датируются еще 1685 годом, но промышленная летопись этого места началась в 1807 году, когда на средства князя Юзефа Чарторыйского была основана Городницкая фаянсовая фабрика. Изначально она действовала как дочернее предприятие знаменитой Корецкой мануфактуры. Судьба завода неразрывно связана с чередой сменявших друг друга владельцев. В середине XIX века фабрика перешла во владение княгини Терезы Любомирской, а затем ее сына Юрия. Решающий поворот в истории производства произошел в 1856 году, когда новый хозяин, Вацлав Руликовский, не только приобрел предприятие, но и начал его масштабную модернизацию, перепрофилировав его с выпуска фаянса на производство фарфора.

Однако в конце 1870-х годов фабрику постигла катастрофа — она была полностью уничтожена пожаром. После этого она сменила нескольких владельцев, а с 1890-х годов была сдана в аренду семье купцов Зуссманов, которые успешно управляли ею вплоть до революции 1917 года, после чего завод был национализирован советской властью и производство практически остановилось. Восстановить его удалось лишь в 1923-24 годах, когда он получил новое название — Завод фарфора им. Коминтерна. Именно под этим именем — Коминтерновский или Городницкий фарфоровый завод — предприятие вошло в советскую эпоху, когда в его коллективе трудились такие известные мастера, как Раиса Марчук.

Работы в нашем магазине: