Ворошиловский стрелок: не только нарицательный термин, но и почетная награда
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Современные ручки пришли на смену перьям, которые долгое время были основным инструментом для...
Заведующий хирургическим отделением Полтавской городской детской больницы Николай Гриценко превратил свой кабинет в настоящий музей керосиновых ламп. Врач не исключает, что однажды его уникальная коллекция переместится в отдельное помещение и станет доступна широкой публике. Кстати, единственный в Европе музей керосиновой лампы находится в Польше, в стране, где ее изобрели.

Гриценко рассказывает, что однажды проезжал мимо приемного пункта металлолома и увидел раритет. Сразу нахлынули воспоминания из детства. Его семья жила в маленькой деревне, где электричество вырабатывал колхозный генератор. В десять часов вечера электричество выключали, учить уроки приходилось при свете керосиновой лампы.
«Так появился первый экспонат. Удалил ржавчину, покрыл лаком, сам вырезал и вставил стекла. Найти старинную лампу с «родным» стеклом сейчас нереально. Иногда можно найти старые стекла отдельно от ламп. На некоторых можно увидеть логотип в виде летучей мыши и надпись Fledermaus (летучая мышь). Это немецкое производство, которое в 1870-х годах разработало первый в мире ветроустойчивый керосиновый фонарь. Спустя время подобные лампы стали называть «Летучая мышь». В нашей семье тоже такой был. Помню, как моя мама с таким фонарем наведывалась ночью к корове, которая собиралась отелиться», — говорит Николай Гриценко.
Хирург не только коллекционирует раритеты, но и изучает историю светильников. В 1853-м году молодым польским фармацевтам Игнацию Лукасевичу и Яну Зеху удалось выполнить поставленную хозяином аптеки задачу — очистить нефть. Они собирались изготовить новое лекарство, но в процессе перегонки сырой нефти получили желтоватую жидкость, которую мы теперь называем керосином. Экспериментаторы задумались, где можно использовать эту нефтяную фракцию. Залили жидкость в обычную масляную лампу, но быстро поняли, что дело не пойдет — конструкцию надо усовершенствовать.
Подключили жестянщика Адама Братковского, который сделал толстостенный резервуар для керосина и пористый фитиль. Один конец фитиля опускали в резервуар, а другой поджигали. Всю конструкцию Братковский спрятал в стекло цилиндрической формы с дырочками для тяги. Это было рождение керосиновой лампы. Вскоре витрину аптеки, где работали Лукасевич и Зех, подсвечивала керосиновая лампа с ручкой. А 31 июля 1854-го года хирург Ян Заорский провел первую в мире экстренную операцию в ночное время при свете керосиновой лампы. С керосиновыми лампами связаны и такие профессии, как выжигальщик, коногон, лампонос. Была такая профессия, как подземный прометей — человек, который развешивал и зажигал лампы в шахтах.
Сейчас в коллекции врача почти двести старинных керосиновых ламп. Самая старая — 1881-го года выпуска. Ищет предметы коллекционер в пунктах приема металлолома, на блошиных рынках, в интернете на бесплатных досках объявлений. Благодаря коллекции, Николай Гриценко стал довольно знаменитым человеком в городе, люди сами приносят ему старинные лампы. Однако каждую лампу врачу приходится реставрировать — все дожившие до наших дней в крайне неудовлетворительном состоянии.