Подстаканники: красота и удобство «в одном флаконе»

15 июля 2022

Природа человека такова, что он, сам того не понимая, на подсознательном уровне стремится к комфорту и максимальному удобству. Именно благодаря такой нашей особенности, собственно, и движется научный прогресс, появляются все новые и новые изобретения. Взять хотя бы кухонную утварь, предметы повседневного обихода. Когда-то давным-давно люди поняли, что горячий чай, если его налить в обычный стакан, обжигает руки. Чтобы сделать чаепитие процессом приятным и безопасным, люди придумали подстаканники — поначалу просто удобные, а затем и невероятно красивые аксессуары, которые и сейчас пользуются немалым спросом.

Весьма популярными красивые подстаканники были в Советском Союзе (каждый из нас наверняка помнит поезда и чай, который проводница всегда подавала в красивой резной подставке-фиксаторе). В те времена обычная, казалось бы, посуда, соединила в себе требуемую функциональность и эстетическую привлекательность, благодаря ей можно было пить горячий чай и другие напитки, не обжигая при этом руки.

Как появились подстаканники?

Поговаривают, изобрели подстаканники во время Российской империи, и произошло это очень необычным образом. Дело в том, что в первые годы 18 века представительницам прекрасного пола, принадлежащим к тому же к высшему сословию, чай полагалось пить исключительно из утонченных фарфоровых чашек. Мужчинам же приходилась использовать для этого обычные стаканы без ручек, что было очень неудобно. Горячий напиток обжигал пальцы, не позволяя, как следует насладиться процессом. После появления подстаканников чаепитие стало доставлять удовольствие представителям обоих полов, но на заре своей истории аксессуар выполнял исключительно практическую функцию. Только через несколько лет производители таких изделий поняли, что можно увеличить продажи, сделав ставшие привычными вещи еще и красивыми. И тут началось!

Подстаканники стали изготавливать с применением самых разнообразных технологий, украшать их оригинальным декором, придавая каждой единице продукции особую изюминку. Наибольшим спросом в те времена пользовались аксессуары, сделанные методом художественного литья. Они поражали изобилием и разнообразием узоров и прочего декора. Красивые вещи были весьма дорогими, нередко их украшали драгоценными камнями и ценными металлами, позволить себе такую роскошь могли только аристократы. После революции аксессуар, успевший попасть в массы и как следует там прижиться, фактически обрел шанс на вторую жизнь, ведь он стал доступен не только представителям высшего сословия, но и рядовым гражданам.

До 1930-х годов аксессуары изготавливали преимущественно на маленьких заводиках, сформировавшихся на базе мануфактур времен Российской империи. В первой половине 20 века назначение и сфера применения подстаканников несколько изменилась. Высшие партийные чины и прочие «сильные мира сего» использовали этот предмет обихода не только по его прямому назначению, но и в целях пропаганды. На изделия наносились рисунки патриотической направленности, продвигающие в массы идеи социализма и коммунизма. Обыденный аксессуар превратился в своего рода летопись истории. Все значимые события из жизни молодого государства отображались на очередной партии подстаканников, которые стали посвящать спортивным событиям, руководству страны и прочим известным личностям, знаковым событиям, как, например, полет человека в космос и пр. Примечательно то, что для представителей каждого из слоев общества выпускали отдельный вид таких аксессуаров, изготавливаемых из разных материалов:

  • Алюминий и никель. Изделия из них получили наиболее широкое распространение, они были надежными, довольно красивыми, при этом легкими и долговечными.
  • Латунь – встречались реже, были эстетически привлекательными, стоили немного дороже первой разновидности и характеризовались небольшим весом.
  • Сталь-нержавейка. Распространенные модели, выпускаемые под конец истории СССР. Материал был выбран не случайно: подстаканники из нержавеющей стали красиво выглядели, были долговечными и при этом доступными в финансовом плане.
  • Мельхиор. Применялся в качестве покрытия для придания изделиям благородного эффекта старины. «Простым смертным» такие вещи были недоступны, - мельхиоровые подстаканники можно было увидеть разве что в домах партийных работников, их же использовали в качестве наград за высокие достижения в различных сферах человеческой деятельности, начиная со спорта и заканчивая наукой.
  • Серебро. Это одни из наиболее дорогостоящих моделей, ведь изготавливались они из драгоценного металла 875-й пробы. Нередко подстаканники продавались в комплекте с красивой серебряной ложечкой, выполненной в том же стиле.
  • Алюминий. Бюджетный материал, дешевый, доступный широкому кругу покупателей, но спрос на него был низок из-за неспособности держать форму. Люди предпочитали переплатить, но приобрести подстаканники подороже, к тому же часто такие вещи покупались в качестве подарков.

В советские времена практически в каждом большом городе страны был завод, занимающийся производством кухонной утвари, в ассортименте продукции подобных предприятий значились и подстаканники. С начала 1940-х и до 1980-х годов в огромном государстве действовало 30 заводов, занимающихся выпуском исключительно подстаканников. Кроме изделий заводского производства на рынок поставлялись и аксессуары, сделанные кустарным способом — во многих колониях такую утварь изготавливали заключенные, используя для этого самые разнообразные материалы.

Интересной особенностью советских подстаканников было то, что на них наносили несколько клейм, отображающих сведения о материале изготовления, заводе, а также о цене товара.

Коллекционирование и тонкости ценообразования коллекционных подстаканников во времена СССР

В советские годы подстаканники стоили сущие копейки по нашим меркам. Самые дешевые варианты продавались за 1 рубль, их могла позволить себе каждая советская семья. Сегодня же даже те изделия, цена которых в момент поступления на рынок составляла пару рублей, распространяются среди коллекционеров значительно дороже. На стоимость подстаканников влияют разные факторы, а именно:

  • год изготовления;
  • состояние;
  • материал;
  • количество экземпляров, массовым ли было производство конкретной модели.

Здесь необходимо пояснить, что чем больше был тираж, тем ниже цена. К примеру, модель под названием «Космос» 1962 года выпуска, приуроченная первому полету человека в космос, стоит 300 рублей, а вот за серебряный подстаканник 1866 года придется заплатить уже 58 тысяч — именно такова цена изделия на антикварном рынке.