Павловопосадский платок

10 ноября 2022

Уникальные платки с богатым цветочным узором, симметрично размещенным по всему квадрату ткани, известен не только на территории России, но и далеко за ее пределами, являясь одним из атрибутов русской красавицы.

Первоначально букет содержал всего три розы в форме равностороннего треугольника — это символ Мирового древа, объединяющего Небо и Землю. Впоследствии букеты становились богаче, но три розы в них всегда самые крупные и заметные. Все цветы размером с настоящие, а часто и больше.

Технология промысла

Единственным производителем этого практичного украшения выступает Павловопосадская мануфактура в Подмосковье. Первыми мастерами, которые стали основоположниками технологии набойки рисунка на ткани, выступили иконописцы и резчики по дереву.

Именно они придумали отпечатывать узор с применением деревянных дощечек с вырезанным рисунком на шерстяных шалях: одни формы служили контуром, другие — выполняли разноцветную роспись. Для формирования полной картины платок делили на 4-24 части и для создания богатой колористики, бывало, требовалось около 400 подходов.

Идея с цветами была заимствована у популярных в те годы ситцевых платков, производимых на Трехгорной мануфактуре Прохоровых. Но именно на павловопосадских цветах можно отметить округлые формы не полностью раскрытых цветов.

Традиционная роспись полностью симметрична, размещается по краю полотна и образует внутри восьмиконечную звезду или крест. Это пошло со славянских символов: восьмиконечная звезда обозначала солнце, в христианстве, как и множество старинных символов, она приобрела смысл Вифлеемской звезды с христианских времён. Для акцента центральная часть на некоторых моделях специально окрашивается в другой цвет.

Стиль постепенно менялся, дополняясь новыми садовыми цветами: георгины, пионы, сирень, полевые ромашки, колокольчики и маки, встречается рябина. Появляется объем, кроме букетов отдельные цветы или гирлянды по фону. Изредка изображения дополнялись геометрическим орнаментом и стилизованным изображением растительных элементов. Для изготовления применяли шерстяную и полупрозрачную ткань.

Вначале применяли натуральные красители, но растительные материалы позволяли создавать исключительно красно-коричневую гамму. В 1880-х годах появились анилиновые красители, и цветовая палитра стала максимально богатой.

История и современность

Начавшись с небольшого крестьянского предприятия в самом конце XVIII века, чуть более чем за 50 лет промысел вырос до серьезной мануфактуры. Получив множество престижных наград на всероссийских промышленных выставках, предприятие в 1896 году получает право на печать имперского герба на своих этикетках и вывесках.

После революции предприятие не прекратило свою деятельность. Новые власти оценили перспективы и национализировали производство. Теперь оно стало называться Старопавловской фабрикой. Технологии не менялись вплоть до 1970-х годов, но даже сейчас, в век компьютерных технологий, когда машины облегчили ручной труд, для создания платка используются трафареты по количеству цветов и оттенков.

Кружевные орнаменты в восточном стиле появились на платках только в 1980-х годах. Были планы наладить поставки в восточные страны, но идея так понравилась потребителям на внутреннем рынке, что спрос на такую модель не спадает уже более 30 лет.