Парфюмерия и косметика СССР — ТЭЖЭ

10 мая 2024

Девушки и женщины всегда старались сделать себя привлекательней. Даже после Октябрьской революции, когда естественное стремление чрезмерно украсить себя формально считалось предосудительным, никто не отменял уход за телом. Для этого был создан трест «ТЭЖЭ», во главе которого на определенное время стала жена главы Совета народных комиссаров СССР Молотова Полина Жемчужина.

Как стать самой обаятельной и привлекательной в советском государстве

Выпускали достаточно широкий ассортимент продукции:

  • гигиенические средства: туалетное и хозяйственное мыло, зубные пасты и порошки;
  • уходовая косметика, в частности разнообразные кремы;
  • декоративная косметика: пудра, тушь, помада и другая;
  • парфюмерная продукция, в основном туалетная вода и одеколон.

Перечень выпускаемой продукции был достаточно широк, а цена была доступна каждому, причем она была даже ниже себестоимости, чтобы самый малообеспеченный человек мог себе это позволить. В 30-х годах политика в этой сфере начала меняться и модницы получили в свой арсенал еще большее количество продукции под лозунгом: «Все лучшее из европейских салонов – советской женщине».

Загадочное название

Название звучало весьма романтично на западный манер — ТЭЖЭ. Все понимали, что это аббревиатура, однако далеко не все догадывались, что за ней скрывается. И это неспроста. Гораздо красивее предполагать, что это сокращение от «Тайна Женщины», «Тело женщины», что-то на французском или хотя бы «Товары для Женщин», а не модифицированное название Треста «ЖирКость». Государственный трест высшей парфюмерии жировой и костеобрабатывающей промышленности) был образован в 1917 году на базе нескольких национализированных парфюмерно-косметических фабрик и мыловаренных заводов. Такой вариант и вовсе мог напугать особо впечатлительных особ женского пола. Весьма вероятно, что контора «Рога и копыта» из бессмертного произведения Ильфа и Петрова является пародией именно на упомянутый в настоящей статье трест.

В 1922 году в связи с многочисленными обращениями руководителей предприятий, входивших в состав треста, неблагозвучное название треста «Жиркость» заменили на «ТЭЖЭ» (Трест эфира жировых эссенций), а отдельные подразделения получили вместо номеров относительно привлекательные названия в духе времени. Времена были тяжелые, спрос огромный, поэтому общеизвестная фраза «судью на мыло» имела под собой вполне реальное основание — мыло варили, в том числе из бродячих собак и все это знали.

Направление развивалось, с 30-х годов особенный упор был сделан на производство и использование эфиромасличных культур, под что были созданы отдельные структуры, управления к ним, специализированные НИИ по душистым растениям и эфирным маслам, а также выделена отдельная специальность в образовательных учреждениях. Эти структуры периодически менялись, на месте упраздненных организовывали новые, но в том или ином виде регулирование парфюмерной промышленности осуществлялось обособленно вплоть до конца 50-х годов прошлого века.

С 1936 года руководит этим направлением «Главпарфюмер», но на продукции все также отображают привычные четыре буквы — ТЭЖЭ. Основные производственные мощности размещались в Выборге, выпуская по статистике послевоенного времени в районе 28% парфюмерно-косметической продукции в государстве, включая все перечисленные в начале статьи позиции, а также стиральные порошки, свечи и многое другое.

Среди знаменитых наименований ТЭЖЭ стоит вспомнить женские духи «Красная Москва» и мужской одеколон «Тройной». В довоенное время все производители парфюмерии подчинялись ТЭЖЭ и особенно в 30-е годы велась активная работа по пропаганде личной гигиены, что в частности было вызвано борьбой с эпидемиями. В результате СССР по выпуску парфюмерии обогнал саму Францию, отставая только от США и Великобритании.

Энергичная молодая руководительница треста Полина Жемчужная смогла убедить самого Сталина и ввести моду на то, что советская женщина обязана следить за своим телом, лицом, ногтями и волосами. Именно она смогла не просто развить парфюмерно-косметическое направление в советском государстве, но и поставить его на службу политической агитации, поэтому многие изделия скорее напоминали плакаты с лентами, знаменами, колосьями, серпом и молотом, красными пятиконечными звездами, изображениями Кремля, счастливыми и красивыми изображениями ударниц труда, колхозниц, спортсменок. К разработке упаковок привлекали самых известных живописцев того времени.

С этих пор в СССР начали открываться кабинеты массажа, электропроцедур и прочие, которые были доступны всем жителям СССР. А так как заграничная парфюмерия и косметика были подавляющему числу жителей недоступны, модницы расхватывали продукцию ТЭЖЭ. И так продолжалось до начала 50-х годов, когда началась новая эра с проникновением других производителей на рынок, в том числе иностранных и ТЭЖЭ пришлось потесниться.