Памятник стратонавтам и другие творения Алексея Душкина

28 мая 2025

Как и любой одарённый человек, Алексей Николаевич Душкин переживал взлёты и падения. Некоторые пытались присвоить себе часть его славы, другие стремились навредить. Руководство нередко требовало вносить изменения в проекты, а также периодически обвиняло архитектора в расточительстве. Один неосторожный комментарий Сталина и вовсе лишил его заслуженной премии.

Династия архитекторов

В роду Душкиных были зодчие. Достоверно известно, что один из предков Алексея Николаевича, будучи крепостным, принимал участие в строительных работах в Ростове ещё в XVIII веке. Отец архитектора занимал должность управляющего имениями в Курской губернии. Семья жила в достатке, и дети получили хорошее домашнее образование. Отец, агроном по профессии, настоял на том, чтобы сын пошёл по его стопам и в 1921 году поступил в Харьковский мелиоративный институт.

Через два года Алексей перевёлся в Политехнический институт на химический факультет. Однако это не соответствовало его мечте — он грезил архитектурой. В 1925 году Душкин перевёлся на архитектурный факультет. Через пять лет он окончил институт, но диплома не получил, так как не сдал экзамен по украинскому языку. Документ о высшем образовании ему выдали только через 25 лет, когда он уже был признанным архитектором и лауреатом нескольких Сталинских премий.

Первым серьёзным заданием стало проектирование посёлков в Донбассе. Впоследствии он победил в конкурсе на лучший проект Дворца Советов. Конкурс проходил в несколько этапов и длился много лет, но именно благодаря этому Душкина заметили и пригласили в мастерскую Ивана Фомина. Он разрабатывал проекты кинотеатров, набережных, жилых кварталов, школ и других зданий. Огромную известность Душкину принесла работа над московским метрополитеном. Вместе с талантливыми художниками Александром Дейнекой и Павлом Кориным он создавал станции метро, которые стали настоящими шедеврами. Несколько станций были построены ещё до войны, работы продолжались и во время военных действий, и после Победы.

Его увлечённость работой и выносливость вызывали уважение. По воспоминаниям коллег, Душкин мог работать над своими проектами круглосуточно и без выходных, причём над несколькими объектами одновременно. В послевоенные годы он разработал проекты уникальных автовокзалов в Днепропетровске, Симферополе и Сочи. Многие здания, построенные по его эскизам и планам, выделяются на фоне других и неизменно вызывают восхищение. Однако с приходом к власти Хрущёва Душкина обвинили в излишествах и растрате государственных средств, в результате чего он лишился должности главного архитектора Мосгипротранса.

Монументальный период в творчестве

С этого момента Алексей Николаевич полностью переключился на преподавательскую деятельность. В новом для себя качестве он проявил себя как художник и скульптор. Многие его проекты были посвящены героической истории России, хотя не все из них удалось реализовать. Он также занимался памятниками, посвящёнными достижениям советского народа. Начало этому положило создание монументального памятника стратонавтам в 1963 году. Этот мемориал был установлен в честь героев, покоривших стратосферу: Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин.

Чтобы понять значение этого события, необходимо немного вернуться в прошлое. В 1930-е годы освоение воздушного пространства вышло на первый план как по дальности, так и по высоте полёта. 30 января 1934 года стратостат «Осоавиахим-1» достиг рекордной высоты около 22 километров. Андрей Васенко был конструктором стратостата. К сожалению, во время спуска произошла авария, и летательный аппарат потерпел крушение в Мордовии. В 1934 году был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект памятника, который планировалось установить в столице республики. Однако реализовать задуманное помешали различные обстоятельства: сначала репрессии, затем война. К этому вопросу вернулись с началом космической эры, поскольку именно стратонавты были одними из первых покорителей высот.

Скульптор Алексей Письменный, всегда восхищавшийся работами Душкина и возмущённый несправедливостью по отношению к нему, пригласил опального архитектора в соавторы. Именно их совместный проект занял первое место и был принят к реализации. На открытии памятника присутствовали члены семей погибших героев, которые привезли личные вещи, документы и фотографии для музея и делились воспоминаниями. В дальнейшем Душкин создал ещё несколько выдающихся монументов в Саранске, в частности — памятник Ленину и воинам, павшим в Великой Отечественной войне, оставив значительный след в истории города.