От простеньких советских солдатиков до дизайнерских фигур

13 января 2021

«В детство впал» — именно такая мысль мелькает в голове при виде зрелого мужчины, который передвигает какие-то непонятные фигурки и радуется, как маленький ребенок. На самом деле коллекционирование солдатиков — одно из самых популярных хобби, которое притягивает все больше и больше людей. Большинство из них достаточно состоятельные люди, ведь это хобби не из дешевых. Житель Иваново Дмитрий расскажет свою историю о «маленьких человечках», которых он коллекционирует с дошкольного возраста. Все начиналось с простеньких советских штамповок, а сейчас он занимается собирательством дорогих дизайнерских фигур.

Дмитрий — администратор самого крупного в рунете сообщества, посвященного коллекционированию солдатиков и других фигурок. Большая часть собирателей — это люди в возрасте от 40 до 50 лет, говорит он, но подтягиваются и двадцатилетние, с удовлетворением заявляет Дмитрий.

Поколение московской Олимпиады — дети, которые были школьниками в начале восьмидесятых годов, именно мы, пожалуй, прошли самый интересный путь, ведь начинали мы его с «идеологически правильных» солдатиков из олова. В народе эти штамповки из магазина называли «столбиками». Многим они нравились, но мне играть в этих «столбиков», стоящих по стойке смирно, было неинтересно. Немного позже, где-то 1983 году, произошла настоящая революция. В магазинах начали появляться солдатики из пластмассы. Наборов было совсем немного, были индейцы, ковбои и пираты. Года через два стали появляться викинги и римские легионеры. Каждый ребенок восьмидесятых годов помнит эти фигурки, вот только происхождение солдатиков было туманным. Из магазинов такие фигурки исчезали мгновенно, а в руки попадали поштучно без коробок и этикеток путем многоходового обмена одной мелочи на другую. Эти пластиковые индейцы и викинги были самым главным дефицитом в восьмидесятых годах! За одного пластмассового во дворе могли отсыпать десять, а то и больше оловянных.

Все мы тогда были уверены, что это заграничные солдатики. Даже дети не верили, что советская промышленность может выпускать такие игрушки! И пионерское чутье нас не подвело. Позже я узнал, что производство игрушек наладили в Донецке, но их происхождение было не социалистическое. Пресс-формы были куплены во вражеской Америке. Там солдатиков производили с конца пятидесятых годов, занималась этим фирма Marx. К концу семидесятых годов продажи пошли вниз, поскольку американские детишки все больше стали интересоваться электронными игрушками. Понятное дело, что дышащая на ладан фирма с огромным удовольствием продала формы Советскому Союзу.

Однако есть легенда, что эти формы впаривали насильно. Существует версия, что под советских торговых представителей чуть ли не путан подкладывали и заставляли выкупить товар путем шантажа фотоснимками, которые компрометируют моральный облик настоящего коммуниста. Сказка это или нет, но дети пролетариата были счастливы! Однако факт остается фактом: то, что американским мальчишкам было не интересно, наши сметали с полок магазинов.

Несмотря на то, что этих пластиковых фигурок было продано немало, есть среди них и редкие экземпляры, например, мертвый индеец. Легенды о нем ходили еще тогда. Убитого индейца, который сначала был в наборе, сняли с тиража якобы «за жестокость». Индеец со стрелой в боку действительно был. Уже взрослым я узнал, что сняли его с производства по другой причине — износилась форма. Лично видел, как такой индеец ушел с молотка за 2 тысячи долларов. Солдатик был хорошо потрепанным, за нового дали бы намного больше.

Ценообразование на такие фигурки, как и в случае с другими антикварными предметами, зависит, в первую очередь, от редкости. Самое интересное то, что высоко ценятся не только солдатики, но и коробки. Однажды я продал пустую коробку семидесятых годов за 6 тысяч рублей. Все дело в том, что коробки в детских играх не выживали, обычно их просто выбрасывали, однако каждый солидный коллекционер мечтает о полных комплектах в упаковке. Поштучно собрать коллекцию фигурок можно, а вот с упаковкой все сложно. Больше всего ценят коллекционеры нераспечатанные наборы.

А теперь о жестокости в солдатиках. В 1986 году в газете «Московский комсомолец» появилась статья о страшных и жестоких индейцах, их выпускала фабрика «Огонек». В наборе был настоящий головорез с оскаленным лицом с большим кинжалом в руке. Те солдатики тоже были перепечаткой одного производителя из Италии, однако мальчишки просто обожали того головореза! Шестисантиметровый солдатик, а физиономия невероятно выразительная и злобная, будто живая! Однако на статейки в центральных газетах директора любых предприятий реагировали мгновенно. Индейца перестали производить, его место в наборе занял неприметный лучник, еще один индеец из того набора лишился ножа. Так в Советском Союзе велась борьба с «жестокостью» в детских игрушках, вот только те пропагандисты даже не догадывались, что будет через пять лет!

А через пять лет пришел дикий капитализм, начались девяностые — все табу пали под натиском зеленых купюр. К нам хлынул поток игрушек, где единственной идеологией была прибыль. Геленджикский завод, который работает и сегодня, выпускал солдатиков с отрезанными головами врагов в руках. Другие заводы пошли еще дальше, уже не существующий «Оритет» из Санкт-Петербурга сделал набор с фигурками бандитов. Игра называлась просто и понятно «Стрелка» и состояла из двенадцати фигурок — шесть братков и столько же ментов. Братки были такими, как полагается: мобилы в руках, тяжелые цепи на шеях, кастеты, двое были с битами. Словом, настоящая бандитская сходка!

В наше время можно купить все. Фигурки стали другими, изменилось хобби, которое разделилось на множество направлений, многие из них пересекаются друг с другом. Одни интересуются старыми солдатиками — эти люди не отличаются от коллекционеров антиквариата. Любители винтажа обшаривают блошиные рынки, сидят днями и ночами на интернет-аукционах, надеясь купить заветную фигурку. Другие интересуются современными фигурками. Здесь уже не так важна редкость, как качество продукции. Стоит отметить, что тонкости исполнения некоторых современных фигурок могут позавидовать профессиональные ювелиры. Впрочем, стоят такие фигурки тоже немалых денег. В среднем один высокодетализированный пластиковый стоит порядка двух тысяч рублей, а вот один оловянный солдатик западного производства может стоить все десять тысяч. Каждый солдатик упакован в красивую коробку, внутри есть сертификат подлинности с серийным номером.

Впрочем, российские производители не отстают. Дети, которые росли в восьмидесятых годах, смогли преуспеть в бизнесе, но многие из них не забыли про свои детские увлечения. Увидев, какие красивые и качественные вещи делались на Западе, и чего они были лишены, эти люди решили наверстать упущенное. Вот почему я говорю, что наше поколение уникальное: ведь мы впитали и советскую культуру, и легко приобщились к западной. Самые интересные производители работают в Санкт-Петербурге, вероятнее всего, статус культурной столицы обязывает. Со многими я контактирую. Один бизнесмен, прежде чем открыть производство, сначала поехал во Вьетнам, где ходил по местам сражений, общался с очевидцами войны. В итоге он наладил производство ну просто умопомрачительно «живых» солдатиков на тему американо-вьетнамской войны. От его фигурок даже американцы в шоке были. В рунете проект поначалу словил волну гневной критики: мол, воспевают американскую агрессию… Когда показали вьетконговцев, все умолкли. Потом пошли красноармейцы. Новая серия снова вызвала бурление: появились эротические фигурки.

Знаю еще одного выдающегося бизнесмена из Питера, который производит солдатиков на очень редкие исторические темы. Есть у него, например, набор древнеиудейских солдат, а на коробке написано «Воины избранного народа». Есть набор с известными советскими маршалами, с зарубежными коммунистическими деятелями: Че Геварой, Фиделем Кастро и другими.

Знаю еще одного уникального человека из Москвы — профессор-историк Александр Писарев, который вручную делает персонажей на тему Древней Руси, там каждая мелочь выверена до последней пуговицы. Еще один занимается производством элитных солдатиков, которые можно называть художественными миниатюрами — по качеству он тоже обогнал западных коллег.

Есть множество других отельных направлений. Например, варгейм — настольные игры с реалистичными фигурками со сложными правилами. Есть стендовый моделизм с росписью фигурок людей. Еще есть гики — эти люди собирают персонажей из компьютерных игр. Каждое такое направление достойно отдельного обзора. Сегодня огромная индустрия работает на увлеченных людей, но особенно приятно, что российские производители не хуже, а иногда даже лучше западных.