Танцы народов мира: изящество застывшего мгновения
В советские годы было выпущено огромное количество фарфора. В частности, спросом пользовались...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В советские годы было выпущено огромное количество фарфора. В частности, спросом пользовались...
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Долгое время фарфоровое производство на территории Узбекистана отсутствовало, декоративно-прикладное искусство в создании местного фарфора начало развиваться только в 1950-е годы. Изделия из фарфора в основном изготавливались вручную, и мастера всегда стремились создавать не только практичные, но и эстетически привлекательные изделия. Со временем качество декора и технологии изготовления постоянно совершенствовались. В Ташкенте фарфоровая фабрика была открыта в 1953 году.

Она продолжает успешно работать и по сей день, оставаясь одним из крупнейших производств по изготовлению фарфора в стране. Традиционный ассортимент продукции включает ляганы, косы, пиалы, чайники, украшенные восточными орнаментами. Особенно часто встречаются узоры с изображением коробочек хлопка, побегов, переплетений виноградных лоз, миндаля, гранатов и других растений. Одним из популярных декоративных приёмов является применение позолоты. Утончённый вид изделиям придаёт подглазурная или надглазурная роспись.
Ташкентский фарфоровый завод (ТФЗ): история открытия и развития
Веками фарфор в Среднюю Азию ввозили из Китая. В советский период в XX веке началась локализация производства. В 1953 году был издан Указ, на основании которого был основан фарфоровый завод в Центральной Азии. Его создание стало инициативой советских властей с целью обеспечения посудой пяти республик региона — Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Завод возведён в Ташкенте, на улице Сагабан (ныне — старый район города).
Со временем возле завода появилась остановка общественного транспорта под названием «Фарфоровый завод», что облегчило доступ сотрудников и покупателей. Точная дата открытия завода остаётся неясной — в различных источниках указываются 1952 и 1953 годы. Для успешного запуска производства в Ташкент направили талантливых художников и технологов с опытом, что позволило соблюсти колорит региона и внедрить современные технологии.
Изначально производство базировалось на образцах, созданных на других советских предприятиях. Позже привлекли специалистов из региона, благодаря чему изделия приобрели характерный азиатский стиль. Помимо посуды, завод экспериментировал с керамическими изделиями, воспроизводя архитектурные миниатюры памятников Самарканда, таких как Шир-Дор и Гур-Эмир. Эти сувениры были востребованы на Всемирной выставке в Монреале 1967 года, где узбекское искусство было представлено в отдельные дни. В период расцвета спрос на изделия завода значительно превышал возможности производства. Уникальный и самобытный стиль изделий ценился по всему СССР.
Особенности продукции Ташкентского фарфорового завода
Фарфор ташкентского производства выделялся не только узнаваемым стилем, но и высоким качеством. Это и изысканные формы; и дизайн, отражающий восточные традиции; и использование сырья высокого качества, что играло ключевую роль. Однако производить белоснежный фарфор в Узбекистане было сложно из-за природного содержания железа в местной глине. Чтобы избежать темных вкраплений и обеспечить чистоту материала, необходим был каолин высокого качества, которого на территории республики не было. Поэтому глину дополнительно привозили из других регионов СССР, включая Украину. Краски высокого качества поставляла, например, Дулевский завод.
В 1980-х годах возрос спрос на костяной фарфор. Для его производства требовалась костная мука, которая придавала белизну и повышала прочность изделий. Позже местные технологи разработали собственный состав, где костную муку заменили измельченными стеблями хлопчатника. Такая посуда оказалась ещё прочнее и при этом лёгкой и белоснежной. Первые изделия с использованием хлопчатника выпустили в 1982 году, и новинка произвела большое впечатление. Однако массовое производство требовало значительных инвестиций, что стало проблемой в условиях перестройки.
После распада СССР в 1991 году завод был приватизирован, но новое руководство не смогло восстановить прежние мощности, и вскоре производство прекратилось. Ранние образцы сохранились в заводском музее, включая известные сервизы «Атлас», «Пахта», «Золотой олень». После закрытия завода часть коллекции передали в другие учреждения для экспозиции. За годы независимости неоднократно предпринимались попытки возродить производство, однако уникальные технологии были утеряны, а отсутствие качественного сырья и квалифицированных кадров препятствовало развитию.
Восстановление завода и характерные росписи
Реконструкция завода началась в 2019 году по указу Президента Узбекистана. Несмотря на техническую изношенность оборудования и неудовлетворительное состояние цехов, итоговые работы были выполнены успешно. Вновь появились рабочие места, ассортимент расширился за счёт сувенирной продукции. Сейчас сырьё преимущественно местное.
Отличительной чертой узбекской продукции стали росписи «Пахта» и «Ришан». В «Пахте» на белом фоне вручную изображают цветки хлопка с использованием чёрного, синего цветов и позолоты. «Ришан» включает яркие цветочные узоры, выполненные цветными красками, которые могут покрывать любую сторону изделия. Гордостью производства является сервиз «Золотой олень» с изображением хлопка и золотой фигуркой оленя. Также небольшими партиями выпускали сервиз «Чинар» с украшением из шариков и листьев. Позднее производство зелёных сервизов прекратили, заменив их синими, которые приобрели наибольшую известность.
Ташкентский фарфоровый завод создал множество красивых и оригинальных изделий, которые остаются востребованными и ценными для коллекционеров как пример культурного наследия региона.