Оригинальная идея для коллекции: крышки от пива

29 ноября 2021

Бирофилия — это коллекционирование любых объектов, связанных с пивной тематикой: бочонки, бутылки и банки из-под пива, бокалы и пивные кружки, крышки, этикетки, открывалок и другие. Людей, которые занимаются коллекционированием таких предметов, называют бирофилами.

Чаще всего у каждого есть определенная специализация, а случайно доставшиеся сопутствующие предметы являются «разменной монетой» или выставляются на продажу. Все очень серьезно: существуют реальные и виртуальные клубы и общества, которые организуют ежегодные форумы или выездные встречи, в Москве даже есть отдельный журнал «Колпиватр», где все темы связаны с разными направлениями коллекционирования по теме бирофилии. Но все описать в одной статье невозможно, остановимся на коллекционировании пивных крышек.

Кто и как собирает пивные крышки?

Может показаться, что бирофил — это не очень богатый человек, у которого нет возможности собирать что-то стоящее, но это далеко не так. Среди них есть даже серьезные бизнесмены и банкиры, состояние которых оценивается миллионами, они могли коллекционировать даже автомобили, а выбрали крышки.

Коллекционеров пивной атрибутики в мире огромное количество, для одних это увлечение, для других — бизнес. По этой причине специально для хранения пивных крышек выпускают альбомы с пластиковыми страницами и небольшими ячейками-карманами. Это очень удобно, коллекции имеют тенденцию разрастаться, их нужно классифицировать, их хочется показывать.

Коллекцию необходимо систематизировать и каждый это делает на свой вкус: по знакам производителя, по тематике рисунков или по странам. Кроме того, на крышке изнутри могут быть надписи: фразы, символы, номера. Самая большая коллекция в мире составляет более 230 тысяч экземпляров. Её владелец Гюнтер Офферман из Германии, и он собирает крышки более 60 лет.

Общение, обмен и торговля

Отдельные коллекционеры и представители клубов общаются на специализированных форумах, есть специальные сайты для торгов с рейтингом и отзывами. Это позволяет обмениваться, продавать, покупать новые «сокровища» в коллекцию. Истинный коллекционер может даже купить бутылку и вылить пиво ради красивой или оригинальной крышечки, с интересным дизайном или рисунком, и именно в ней найдет радость жизни.

Стоимость крышки определяется с учётом размера партии, количества сохранившихся экземпляров, года выпуска. Могут быть и исключительные случаи, например, заказ на крышки оформляли в другой стране и, пока их везли, пивзавод закрылся, неожиданно обанкротившись. Такие экземпляры редкость и украшение коллекции. Самая дорогая в мире крышка от пива, выпущенного в Монако около 1940 года, имеет самый обычный вид, но ее цена 1,5 тысячи евро.

Латвийский клуб Alus fans — «Пивной фан»

Руководителем клуба Игорь Борщевский был избран не случайно, он владеет одной из самых значительных коллекций пивных крышек: более 50 тыс. штук плюс около 10 тыс. «обменный фонд». В его собрании огромное количество уникальных экземпляров, каждый из которых на аукционе легко уйдет за тысячу евро.

Началась коллекция более 15 лет назад в результате застолья, на которое кто-то принес несколько интересных бутылок пива, оригинальные крышки сохранились и стали основой увлечения. Теперь все четко систематизировано по странам и по алфавиту. Отдельно размещены редчайшие антикварные экземпляры, например, крышка с пивной бутылки 1937 года выпуска латвийской пивоварни Aldaris или крышка от пива местного завода Lacplesis ограниченного тиража в 200 бутылок.

Ежегодные собрания-слеты коллекционеров в Латвии собирают около сотни человек из разных стран, причем не только из СНГ (России, Эстонии, Литвы и других), но и из Испании, Чехии, Германии и других европейских государств. Хотя только по Прибалтике насчитывается несколько тысяч коллекционеров именно пивных крышек.

Как рассказывает руководитель клуба «Пивной фан» и одновременно организатор такого форума, собираются на такие встречи не только коллекционеры крышек, приезжают те, кто собирает этикетки, бутылки и банки, кружки и подставки, а есть и вообще оригиналы: коллекционируют вкусы. Для этого они пьют разные виды пива, после чего по определенным критериям классифицируют его путем своей системы баллов.

Многие коллекционеры дружат с производителями крышек, имеют своих «осведомителей» и первыми узнают о новых выпусках. А иногда и сами помогают производителям, например, когда латвийский пивзавод Bauskas alus готовил стенд с этикетками всей продукции, выпускавшейся с 1980-х, то именно коллекционеры предоставили этикетки, о которых на заводе уже забыли.

А есть ещё одно интересное направление: это крышки, которые не попали на бутылки. Это особо ценные экземпляры, как негашеные марки. Так как снять крышку с бутылки, не повредив ее практически невозможно, иногда, как рассказывает Игорь, приходилось разбивать бутылку, ради сохранности крышечки.

Жена Игоря Борщевского Виктория тоже собирает крышки, но тематические — с изображениями животных. К примеру, с новогоднего выпуска, где изображены веселые Санта-Клаусы и игривые олени. Это увлечение семейное, поэтому дочь София тоже коллекционирует крышки от бутылок, но только от напитка Coca-Cola.