Ножи Дагестана — красота, воплощенная в металле

24 сентября 2022

Ножи для кавказских мужчин — это не просто оружие. Настоящие воины ни на секунду не расставались со своим спутником, так как он был показателем статуса свободного человека. Утрата оружия значила и утрату свободы, причем не только мужчины, но часто и всех членов его семьи. В Дагестане это древний промысел, и эту местность называли кузницей Кавказа, так как кизлярские ножи пользовались особым спросом в этих краях. Хороший кинжал мог быть свободно обменян на шикарного скакуна.

История возникновения грозного оружейного ремесла

Ножи стали делать на этих территориях, называемых тогда Кавказская Албания, в I-II веках до н.э. К XIV веку н.э. на оружии специализировалось несколько селений, выделялись специализации: холодное, огнестрельное или исключительно декор по металлу. Были и универсальные мастера. Масштабы поставок были столь велики, что хватало оружия самым дальним уголкам Кавказа.

Дагестанские кинжалы имели свои особенности. Обычно их длина была в пределах 45-55 см, клинки прямые, двухлезвийные, имеют долы. Мастера часто размещали на клинке фразы из Корана, а самые известные не только ставили клеймо, но и писали свое имя.

Клинок и рукоять

Метал клинка мог быть цельностальной или из сварочной стали. В последнем случае весьма ценился естественный узор на металле. Накладывая друг на друга пластины с различным уровнем обуглероживания, создавали волнистый или закрученный узор, после чего метал подвергали ковке и протравке кислотами, что позволяло проявить тот самый уникальный рисунок.

Конечно, дополнительно наносился орнамент, который мог быть нескольких типов. Основными видами такого орнамента были:

  • тутта (дерево, вертикальный орнамент, который делил поверхность на две равные части, считался подвластным лишь истинным мастерам);
  • мархарай (заросли, не имел никаких ограничений, создавались любые изгибы и даже заполнять собой все свободное пространство на металле).

Качество клинка было таким, что от отца к сыну он переходил почти в неизменном состоянии. Гравировка могла быть глубокой или поверхностной, дополняться золочением, чернением, матовой чеканкой. В XX веке к классическому декору добавилась эмаль. Орнамент кизлярских ножей был уникален для каждого селения, но классически это растительный орнамент, сочетающий листья с цветочными бутонами.

Прочность конструкции обеспечивалась хвостовиком клинка, железным стержнем, на который надевалась рукоять. Она изготавливалась из особо прочных материалов (рог, кость, орех, серебро) и всегда была изысканна и совершенна по форме. Дополнительно мог быть использован для украшения металл с гравировкой.