Танцы народов мира: изящество застывшего мгновения
В советские годы было выпущено огромное количество фарфора. В частности, спросом пользовались...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В советские годы было выпущено огромное количество фарфора. В частности, спросом пользовались...
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Людям во все времена был необходим свет, поэтому при первой возможности они стремились создать устройства для освещения помещений. Первые настольные светильники появились еще у древних римлян и греков. Это были достаточно простые и не слишком удобные приспособления, представлявшие собой масляные лампы или лампадки. В специальную емкость заливали масло, а для горения внутрь опускали фитиль.

Такой тип освещения использовался долго, так как альтернатив не существовало. Современникам трудно представить, что даже лампы, близкие к нынешним по конструкции, появились только в XIX веке. Слово «лампа» в русском языке происходит от древнегреческого «lampados» — именно от него образовалось это название. Древние лампы изготавливали из различных материалов, в том числе из бронзы.
Интересно, что настольные лампы, похожие на современные, тоже работали на масле. В XIX веке более практичные технологии для освещения тогда появились лишь к середине столетия. Масляные лампы были неудобны, требовали частой заправки, но их первоначально заменили не электрические лампы, а керосиновые. Керосин стал более популярным топливом из-за меньшего нагара и копоти. Конструкция таких ламп предполагала наличие емкости для топлива без абажура. Фитиль погружался внутрь, а верх лампы закрывали стеклянным колпаком. Для регулировки яркости в керосиновых лампах использовалось колесико, меняющее длину фитиля и, соответственно, интенсивность пламени.
История настольной лампы: от древности к современности
Как уже упоминалось, только технологии XIX века позволили отказаться от масла, которое быстро загрязняло воздух внутри помещения. Лампы на керосине стремительно вытеснили масляные, и последние почти полностью вышли из употребления. Настольные светильники получили широкое распространение в Европе и применялись в быту как у знати и обеспеченных людей, так и у простых граждан. В России ситуация была иная: беднейшие слои населения всё еще пользовались масляными светильниками, а некоторые и вовсе обходились лучиной. Такая практическая необходимость сохранялась вплоть до революции 1917 года.
Революционные перемены произошли после изобретения Томасом Эдисоном лампы накаливания — события мирового значения, которое преобразило процессы освещения. Под новое изобретение стали создавать настольные лампы с более компактными размерами и значительно улучшенным качеством освещения. Особое внимание уделялось конструкции ножки: добавлялись шарниры для удобной настройки положения лампы, что позволяло направлять свет туда, где он был нужен. В 1930-х годах американец Джордж Карводайн усовершенствовал механизм: он изобрёл небольшую пружину, которая фиксировала положение лампы после сгиба и регулировки.
Дизайн ламп: от ранних моделей до современных
С появлением ламп накаливания настольные светильники быстро стали востребованными. Они появились в эпоху раннего модерна, когда наибольшим спросом пользовались изделия ручной работы. Дизайн сильно зависел от страны: в Бельгии и Франции доминировал стиль Ар-Нуво, в Австрии предпочитали Сецессион. При этом внешний вид был важнее функциональности — лампы украшали растительными мотивами и формами, а теплый оттенок света обеспечивался абажурами из слюды. Главные тенденции того времени включали акцент на ручную работу; широкое использование меди и других металлов, изготовленных вручную; создание абажуров из слюды для мягкого теплого освещения.
Были и уникальные мастера, как Луис Тиффани, который создавал стеклянные витражи с перламутровыми эффектами и природными изображениями. В Европе начала XX века такие особенности были распространены, тогда как в Америке чаще использовали орнаменты. Художники вроде Э. Галле и Л. Мажорель изготавливали абажуры, напоминающие цветочные бутоны или стойки с растительными стеблями. Массовое производство таких изделий обеспечивали компании вроде Emeralite, чья продукция сочетала стиль с высоким качеством.
Абажуры делали из стекла, корпуса — из латуни. Для устойчивости внутри ножек прятали утяжелители из чугуна. Лампы позволяли настраивать направление света. В 1920-х годах появился спрос на предметы быта, демонстрирующие достаток, — стиль Ар-Деко с геометрическими формами и орнаментами вошёл в моду.
Все изменила Великая депрессия: лампы стали проще, формы — аэродинамичнее, появился стиль Стимлайн. В Европе 1930-х годов превалировала функциональность. Затем наступила эпоха постмодернизма, оптимизировались производства, появились доступные и удобные лампы в разных цветовых вариантах. К 1970-м дизайн оставался преимущественно промышленным, но с ростом популярности поп-арта стали проектировать более смелые и яркие решения, часто из пластика.
Современные настольные лампы
К 1980-м лампы приобрели необычные формы, сочетали разные цвета, текстуры и материалы. Газоразрядные лампы дали новые возможности полуплоских и оригинальных форм, стал популярным стиль Хай-тек. Сегодня в настольных светильниках всё чаще используют светодиоды, что позволяет создавать тонкие, изогнутые и сложные детали.
В каждой исторической эпохе появлялись интересные, уникальные модели настольных ламп. Многие из них имеют высокую коллекционную ценность и бережно сохраняются как часть культурного наследия.