Наследник Готики — реализм Ренессанса

4 апреля 2022

На пути к эпохе Возрождения или Ренессанса архитектура характеризуется высвобождением скульптуры из каменных тисков. По подобию Рима и Греции скульптура отделилась от стены и обрела «независимость». Этот переход произошел в начале XIII века и продолжался до конца XVI.

Такое направление было логичным развитием реалистичных готических статуй-барельефов. Рождение стиля началось с возрождения интереса к античности и ее восприятию красоты. Все это было дополнено логикой пропорций и точностью форм, что стало значительным прогрессом по сравнению с интуитивными формами предшествовавшего периода.

Предвестники нового стиля

Одними из первых фигур, вырвавшихся из каменных оков, были четыре библейских персонажа на крыльце Реймсского собора. Это две композиции с участием Богородицы, общающейся с Архангелом и святой Елизаветой. Первая из них создана в 1225 году, вторая — в 1245.

Немного позже в 1260 году в Наумбургском соборе создают фигуры основателей, при этом воплощения реалистичны, их выражения лиц весьма правдоподобны, настолько стало высоко мастерство скульпторов. За следующее столетие воплощение нашли архангелы, пророки и множество ветхозаветных персонажей, использованных для украшения храмов и светских сооружений.

Что характерно для этого времени, что все известные архитектурные и скульптурные творения стали именными. Наиболее знамениты Филиппо Брунеллески — один из основоположников, возродивший элементы античности. Леон Баттиста Альберти сформировал целостную концепцию, а Донато Браманте владел в совершенстве пропорциями, создавая центрические композиции.

И, конечно, Микеланджело Буонарроти, как основной творец эпохи Позднего Возрождения, его работы стали венцом стиля, глубина проработки деталей и знание анатомии, точность отражения эмоций и мощный философский подтекст поражает впечатление и является эталоном скульптуры даже в настоящее время.

Философия и основные черты стиля

Смена стиля стала результатом значительного прогресса в мировоззрении: на смену пуританству и аскетизму пришли свободные нравы и новое понимание мира. Человек стал восприниматься не только как оболочка души, но и как целостное создание с совершенным телом и разумом.

Скульптура, полностью зависимая от архитектуры в период Готики, становится самостоятельным искусством. В отличие от исключительно религиозных сюжетов Готики, начали появляться светские композиции, включая образы реальных личностей, конные статуи и даже стала обычной обнаженная натура.

Направления развития архитектуры этой эпохи весьма разнообразны и впадают в крайности от минимализма с простой геометрией и стремлением к симметрии до большого количества декора со сложными многослойными ярусами и мелкими деталями. При этом, стремление вверх стало намного скромнее, здания более не рвутся ввысь, а основательно стоят на земле. Постройки стали более монументальны и сдержаны во внешнем убранстве.