Наборы для письма: происхождение, история, особенности

22 сентября 2025

Желание рисовать и оставлять следы себя свойственно людям с глубокой древности — изначально для этого использовали остатки тлеющих углей после костра, которыми разрисовывали стены пещер. Наскальная живопись стала прообразом письменности, а с течением времени канцелярские принадлежности совершенствовались, становясь удобнее и нередко изящнее.

В эпоху древних шумеров для письма применяли глиняные таблички, на которых писали с помощью деревянных палочек, после чего таблички обжигали в печи. Много времени прошло до появления первых чернил и папируса, которые появились и получили широкое распространение в Древнем Египте. После этого стали делать специальные коробочки для хранения папируса, чернильницы, палочки для письма и первые аналоги современных тетрадей.

Изобретение и совершенствование письменных наборов

В Средневековье с появлением бумаги письменность стала более доступной, что способствовало развитию и улучшению письменных принадлежностей. Чернильницы и перья уже были известны, а мастера постоянно совершенствовали их качество. Постепенно появились настольные письменные наборы с декоративными деталями и художественным оформлением. До XVI века зачастую для оформления важных документов и писем привлекали нотариусов.

Богатые люди заказывали оформление бумаг — договоров, завещаний, дарственных — через нотариусов, которые обычно занимались деловой перепиской, тогда как личные письма и тайные послания им не доверяли. К XVII веку личная переписка у европейцев стала более распространённой, и письменные принадлежности начали обретать форму эстетичных и украшенных изделий, украшавших письменный стол. Мастера создавали как доступные, так и роскошные варианты — элегантные, нарядные, изящные или массивные. Богатые владельцы часто дополняли наборы гербами или монограммами. В письменные наборы могли встраивать различные элементы: миниатюрные скрытые ящички, зеркала, часы, драгоценные камни.

Вся обстановка дома тщательно подбиралась, чтобы подчеркнуть социальное положение и финансовые возможности хозяев, в том числе это касалось и письменных наборов. Такой подход способствовал появлению оригинальных решений, разнообразию стилей и настоящих шедевров. В стандартный комплект обычно входили перья и чернильница — форматы, сохранившиеся до появления шариковых ручек. В некоторых наборах были часы, фляжки и переносные коробочки. Даже когда чернильницы и прочие принадлежности с приходом новых технологий утратили массовое применение, они не стали просто артефактами прошлого. Секрет их популярности заключался в эстетике: людям нравятся красивые и стильные предметы быта. Из утилитарных вещей письменные наборы превратились в признак роскоши и особый вид искусства.

Старинные чернильницы: материалы и оформление

Чернильницы использовали очень долго. В ходе раскопок в древнеримском городе Геркулануме был найден сосуд из глины с остатками чернил на дне — это одна из самых древних обнаруженных чернильниц. В течение более тысячи лет такую посуду наполняли красителями, сделанными из масла и сажи.

Изначально чернильницы изготавливали из разных материалов: дерева, металла, рога и даже кожи. Английские мастера-стеклодувы предложили емкости, наполненные чернилами, которые было невозможно пролить. Для этого край сосуда загибался внутрь — при переворачивании чернила оставались внутри благодаря внутреннему изгибу. Старшему поколению, которое писало в школе еще чернилами, известны такие чернильницы как непроливайки. Также были специальные компактные чернильницы для путешествий с узким горлышком, в которые помещали только перо, их носили в нагрудных карманах. Сохранились изображения писцов с такими чернильницами.

Искусство создания настольных письменных наборов

Письменные принадлежности долгое время были дорогими предметами и стояли лишь в кабинетах высокопоставленных лиц и знати. До XVIII века в основном использовали металл, а для украшения — драгоценные камни. С появлением новых техник резьбы и открытием месторождений бронзу и серебро заменили натуральные камни. В России отдавали предпочтение родониту, малахиту, яшме, лазуриту, агату, порфиру, змеевику, брекчии.

В письменные наборы XVIII века для дворян входили предметы из бронзы с позолотой и самоцветами, часто совмещённые с часами и скульптурными композициями. В комплектацию могли включать емкости для чернил, нож для бумаги, стакан для перьев, лупу, подсвечники и пресс-папье. Иногда добавляли пепельницы и шкатулочки разного размера. Изготавливали такие наборы на Колыванской, Екатеринбургской и Петергофской фабриках. Товары поставлялись не только царской семье и её приближённым, но и богатым частным лицам, часть комплексов продавали за рубежом.

В XVIII–XIX веках кабинеты обустраивали с особой тщательностью, поскольку интерьер влиял на общее восприятие человека. Множество комплектов было уникальными и вызывало гордость владельцев. Некоторые из них задокументированы в исследованиях и очерках. Например, известны комплекты для письма Александра Сергеевича Пушкина.

В советское время традиция роскошного обустройства кабинетов сохранилась. В штабе Жукова стоял письменный набор с основанием из темно-зеленого малахита и двумя тяжёлыми бронзовыми сосудами. В моду в СССР эту практику ввёл Сталин, предпочитавший массивные изделия с большим количеством предметов: чернильниц, часов, пресс-папье и даже бронзовых миниатюр Кремля. Выпускали разные варианты таких наборов, некоторые из которых сохраняют высокую ценность и сегодня, особенно редкие и выпущенные ограниченным тиражом.