«Музы Монпарнаса»: женское искусство в ГМИИ им. А.С. Пушкина

24 сентября 2021

Творческий коллектив московского музея имени А. С. Пушкина во главе с директором Марией Салиной и совместно со знатоками искусства из Франции — Сильвии Бюиссон и Ириной Лебель организовали потрясающую экспозицию работ женщин-художников XX века. Большинство произведений впервые предоставили частные коллекции со всего мира, Лионский музей изящных искусств и Музей Камиллы Клодель.

Благодаря трудам кураторов выставка в итоге включает в себя:

  • 50 примеров живописи и графики;
  • почти 100 эскизных набросков;
  • 20 работ скульптурного искусства;
  • несколько фотокартин;
  • примеры эпистолярного жанра.

Подробнее об экспозиции

Многие антикварные вещи наполнены духом Монпарнаса — района в Париже, где в свое время собиралась вся творческая интеллигенция, включая женщин, искусство в жизни которых играло не последнюю роль. Среди них были и «амазонки русского авангарда» — Любовь Попова и Александра Экстер.

Их экспериментальные работы в жанре кубизма, вместе с ранними набросками Надежды Удальцовой представлены вниманию зрителя. Изобразительное искусство разбавляет европейский нуарный сюрреализм 1920 – 1930 годов в фотографиях Клод Каон — французской фотохудожницы. Здесь нашлось место и знаменитой натурщице — Кики с Монпарнаса, в работах Ман Рэя.

В первой половине XX века женщин, посвятивших себя искусству, было намного меньше, чем художников-мужчин. Это зависело и от ограниченных возможностей женского пола в получении художественного образования. Лишь некоторые академии в Париже, такие как Ла Палетт, де ла Гранд-Шомьер и Филиппо Колароли, принимали в свои стены юных деятельниц искусства.

Студенчеству в таких учреждениях отведен отдельный зал с эскизами работ и скульптурами Анны Голубкиной, Веры Мухиной и Камиллы Клодель. Особенно примечательна здесь скульптура из цемента руки Ханы Орловой, изображающая Александра Яковлева. Организаторами выставки грамотно подчеркнуты революционность и свободомыслие женщин, постигших изобразительное искусство.

Еще одна зона экспозиции отведена женским творческим союзам, таким как Салон женщин-художников. Здесь представлены работы Жаклин Марваль и Тамары Лемпицкой. Эти француженки и их работы служат ярким примером женской эмансипации в Париже своего времени. Далее экспонируются примеры кубизма, коллажей и кукол Марии Васильевой. Также можно посетить монографический зал с невероятными произведениями Сони Делоне, как последовательницы авангардной моды.

Несмотря на творческую эмансипацию, представительницы прекрасного пола оставались любящими женами и заботливыми матерями. Их природная роль спутницы и музы по-прежнему оставалась в приоритете. Однако храбрость, мастерство и полет мысли этих художниц, после посещения выставки, не могут не вызывать восхищения.