Дом для фаворитов Екатерины Великой: история Мраморного дворца

4 апреля 2023

Подарки бывают разные, все зависит от состоятельности и щедрости дарителя. Кто-то может построить в благодарность за услугу целый дворец. Например, Екатерина II сделала такой прямо императорский подарок Григорию Орлову за то, что тот способствовал возведению ее на трон — Мраморный дворец, который иногда из-за этого так и называли «Домом благодарности».

История сооружения

Мраморный дворец начал возводить итальянский архитектор в 1768 году. Сооружение разместилось на берегу Невы в самом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной. Мраморным оно названо не спроста: как в облицовке, так и при оформлении интерьеров применяли самые разнообразные сорта мрамора.

Из мрамора также созданы уникальнейшие скульптуры и барельефы, среди которых самый большой каменный «табун» Санкт-Петербурга из 33 лошадей, разместившийся на одном из подсобных помещений комплекса, называемом Манеж, но также часы, плафоны и прочие детали внутренних помещений. Рядом со зданием был огромный сад над западной границей Марсова поля, но позднее его засыпали.

Владелец не дожил до завершения строительства два года, скончавшись в 1783 году. После смерти графа Орлова императрица выкупила дворцовый комплекс у наследников. В этом здании успел пожить и закончить свои дни бывший фаворит императрицы, а позже изгнанник — король Польши Станислав-Август Понятовский. По этой причине про сооружение говорили: «Для одного фаворита построен, а другой здесь умер».

Впоследствии Екатерина II преподнесла дворец, как свадебный подарок своему внуку, Великому князю Константину Павловичу в 1796 году. С новым владельцем связаны не самые лицеприятные истории. В частности, одним из любимых его развлечений было стрелять вдоль коридора из пушки, правда холостыми. Его жена не выдержала такого поведения и сбежала к родителям.

После этого князь пустился во все тяжкие и по пьяни похитил с друзьями иностранную гражданку, которая в результате изнасилования умерла, не выдержав позора. Александру I пришлось выплатить родственникам погибшей женщины, у которой было двое детей, 20 тысяч рублей, а брата выпроводить из России, назначив наместником в Польшу.

В дальнейшем дворец переходил от одного члена императорской семьи к другому, в процессе чего внутреннее убранство неоднократно модернизировалось, но внешний фасад дошел до наших дней в неизменном виде. Перед самой революцией при Временном правительстве владельцы дворца продали здание государству и здесь расположилось Министерство труда.

С 1919 года помещения перешли во владение Государственной Академии истории материальной культуры. С одной стороны, это было основанием для проведения качественной реставрации фасада, но с другой — внутренние помещения переоборудовали под потребности крупного научного учреждения.

В 1936 году здание передано Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Музейный комплекс был снова переоборудован уже с точки зрения памятника архитектуры, но с учётом воспитания советского человека и повышения его культурного развития. Последним в его истории стал переход в собственность Государственного Русского музея в начале 1990-х годов.

С этого момента музей восстанавливают, возвращая к изначальной планировке и возрождая интерьеры. Теперь здесь находится постоянная экспозиция, позволяющая посетителям оценить место русского самобытного искусства в масштабе мирового опыта.

Современный образ и интерьеры музея

В 1994 году ко входу в Мраморный дворец была перенесена статуя Александра III, которая является образцом монументального искусства начала прошлого века. В прихожей посетителей встречает уникальнейшая парадная лестница со множеством скульптурных композиций. Она дошла до наших дней в первозданном виде. Это собрание аллегорических изображений, одними из самых запоминающихся являются тематические композиции, посвященные временам суток, весеннему и осеннему равноденствию, главным добродетелям: силе духа, справедливости, умеренности и благоразумию.

Над оформлением внутреннего убранства трудились множество скульпторов. Одним из основных был русский мастер Федот Шубин, но приглашались к работам и другие скульпторы, в том числе из России и с родины архитектора — Италии. Залы наполнены редчайшими поделочными камнями, блеском позолоченной бронзы и устланы паркетом со сложнейшим рисунком из цветного дерева.

Помимо огромной коллекции предметов искусства 18-20 веков, включающих живопись и прочее историческое наследие декоративно-прикладного жанра, здесь представлены работы и современных мастеров. Коллекция постоянно пополняется за счёт подарков и собственных приобретений учреждения. Кроме прямого использования музей стал культурным центром, регулярно устраивая спектакли и концерты в своих огромных залах.