Билет в прошлое: как автобусы строили социализм и перевозили миллионы

9 марта 2025

Советский Союз во многом достиг величия, строили жилые дома, здравницы, выпускали все новые модели автобусов, в том числе красивые и не очень, вместительные и компактные. Страна была огромной, люди часто ездили: в командировки, на отдых, к родственникам, чтобы посмотреть столицу и так далее. Использовали не только авиатранспорт и железную дорогу, но и междугородние автобусы, а также такси.

Автобусы во времена СССР

Автотранспорта всегда было мало, в качестве первого упоминается АМО Ф-15 (вместимость — 14 пассажиров). Он двигался со скоростью до 50 км/ч. Позже появился аналогичный вариант на 22 места. В 1938 году появился ЗиС-16 — более обтекаемый, выпуск продолжали до 1941 года. Вместимость — 26 сидячих пассажиров, скорость возросла до 65 км/ч.

Далее пассажирские автобусы начали производить в 1946 году, тогда создали универсальный корпус, который использовали в качестве автобусов, трамваев и даже троллейбусов. Именно в послевоенные годы стали доступны междугородние транспортные средства. Существующие ранее в большей мере использовались в черте города. На обеспечение граждан транспортом требовалось время, экономика пострадала и нуждалась в восстановлении.

Ввиду расширения и начала работы полей, хозяйств, нужно было ездить дальше городской черты. В определённый момент потребность в маршрутах между населёнными пунктами стала огромной, власти смогли открыть полноценное производство. Для междугородних путешествий были специально созданы ЗиС-127, производственные линии заработали с 1955 года. Прототипом был «Пасифик Грейхаунд» американского происхождения. Для изучения ТС за океан ездила группа специалистов. В дальнейшем автобус сменил название на ЗИЛ-127.

В первоначальном виде он оставался недолго, учёные внесли корректировки: двигатель стал дизельным, длину уменьшили, внесли правки в интерьер. На новинке пассажиры ездили в большей мере из Москвы в Минск, Симферополь, Ленинград, Ригу и прочие города. Комфорт во время длительного движения обеспечивала система вентиляции, отопления, освещения. Также были шторки, часы и даже радиоточка. Ещё больше удобства добавляли самолётные мягкие кресла, их спинки можно было отрегулировать, выбрав удобный наклон. Но в дальнейшем перешли на Икарусы, а производство свернули. Точная причина не известна, возможно, дело в критике Хрущёва.

Как вносили оплату за проезд

Оплата производилась на кассе, кондуктору либо с помощью бескондукторной системы. В тот период сильно рассчитывали на честность граждан. После закладывания монетки можно было получить билетик. Мелочь ссыпалась в специализированный мешочек, а в парке её забирали. Билеты были необходимы, поскольку на линии был риск столкнуться с контролёрами. «Зайцы» платили штрафы или попадали в отделение милиции. Также в 1970-х появились компостеры.

Люди должны были пробивать заранее приобретённые билетики, а по комбинации дырочек на бумажном листке было понятно, оплачен ли проезд. Количество поездок между городами во времена СССР было большим. К примеру, по РСФСР рейсами общего пользования за 1988 год перевезли 28 569 млн пассажиров. Большая часть направлялась в пригород, почти 3 млн в села, а остальные путешествовали между городами.

Особенности междугородных поездок на автобусах во времена СССР

Билеты, как уже было сказано выше, брали на кассах. В те времена для их получения приходилось заранее приходить на автостанцию и выстаивать живую очередь. Право на внеочередную покупку имели Герои СССР, депутаты Верховного совета, инвалиды и Герои Труда. Предъявление документов, подтверждающих статус, было обязательным. Также легче купить билеты было беременным и людям, пришедшим в сопровождении дошкольников. Они должны были направиться в комнату матери и ребёнка и запастись проездными документами через неё. Если такого помещения не было, то предполагалась продажа вне очереди через общую кассу.

На междугородных и пригородных рейсах билеты проверяли не контролёры во время движения, а при посадке. Для этого привлекали водителя и дежурного со станции. При отсутствии такого сотрудника ответственность ложилась на кондуктора или шофёра. Высаживать людей полагалось на остановках, они были известны заранее и внесены в расписание по каждому маршруту. Обязанности пассажиров не отличались от современных: нужно было своевременно прийти на посадку, предъявить документ и сохранить его до завершения поездки. Это было важно на случай неожиданной проверки.

Автобусы были средними по уровню удобства, но также существовали более комфортные, такие рейсы называли фирменными. Ездили они по чёткому расписанию. Иногда подобные машины шли как экспрессные, от пункта А до пункта Б, остановок между ними не было.

Междугородные поездки на такси

Такси жители СССР пользовались, но не очень часто. Стоимость поездок была немалой, общественный транспорт отличался большей доступностью. Но дальние поездки на такси иногда заказывали, для данной цели были выделены специальные категории водителей. К примеру, такие дальнобойщики возили людей из Москвы в Рязань, Тулу, Владимир и так далее. Стоимость просчитывалась индивидуально: до 1973 года нужно было оплачивать по 10 копеек за каждый преодолённый километр. Далее тарифы пересмотрели и подняли. В последние годы существования державы цена была уже 20 копеек за километр. Авто на тот момент считались комфортными и передовыми, в пути пассажирам было удобно.

Машины старались поддерживать в хорошем состоянии. Добираться на авто было удобнее, поскольку не требовались дополнительные остановки, удавалось разместить багаж, скорость была выше. Но плата за удовольствие проехаться с ветерком была по карману не всем. По городу автобус обходился в 4–5 копеек, а междугородние рейсы были дороже, стоимость зависела от удалённости объектов. Цены старались сохранять доступными.

«Лавка Старины» предлагает услуги оценки старинных предметов, а также принимает товары на продажу. В нашем каталоге представлено много интересного. Свяжитесь с нами удобным способом для консультации.