Менора и Ханукия – обрядовые еврейские светильники

17 ноября 2023

Как и во всех других религиях, в Иудаизме некогда обычные бытовые предметы со временем приобрели обрядовый характер. А самыми узнаваемыми ритуальными предметами иудеев являются оригинальные светильники менора и ханукия.

Менора, которая состоит из семи рожков, более знакома рядовому обывателю. С древнееврейского языка это слово переводится на русский просто — «светильник». Изначально в чаши, которые крепились на рожки, заливали оливковое масло, но сегодня на них просто ставят свечи. Согласно Торе, идею семисвечника предложил Моисею сам Всевышний, когда великий пророк поднялся на гору Синай. Следуя древним записями, которые являются божественными подсказками для пророка Моисея, идею воплотил в конструкцию мастер Бецалель бен Ури. Самую первую Менору поместили в Скинию собрания.

Однако это легенды. В реальности все было совсем иначе. Дело в том, что такими светильниками пользовались народы Сирии, Палестины и Персии, а переселившиеся в тот регион евреи сделали их культовыми. При этом исключительный символизм менора получила только в первом веке — после того, как Рим ликвидировал государство Израиль. Как известно, Старый Завет с биографией пророка Моисея были написаны намного раньше. После римской агрессии менора получила для евреев со всего мира объединяющий смысл, а изображение светильника с семью рожками стало одним из символов религии. 10 февраля 1949-го года изображение меноры вошло в национальный герб Израиля.

Ханукия — это тоже светильник, но немного другой. Согласно верованию, этот предмет должен находиться в доме каждой еврейской семьи. Причем, в доме должно быть столько светильников, сколько там проживает мужчин. У Ханукии не семь, а девять рожков, а тот, который расположен в центре, возвышается над другими. Кроме того, иногда центральный рожок украшают шестиконечной звездой. Сам светильник принято зажигать только во время празднования Хануки — в честь победы Маккавеев во время восстания против греков. И все же в древние времена израильтяне использовали ханукии как простой бытовой предмет для подсветки входных дверей. В домах эти светильники появились во времена гонения евреев. Кроме того, изначально здесь было восемь рожков, выстроенных в одну линию, а вот девятый появился только в девятом веке.

Если говорить об антикварной и ювелирной стороне вопроса, четких правил изготовления светильников нет. Это касается также материалов, все зависит от финансовых возможностей заказчика. Подводя итог, отметим самое главное: в миноре семь рожков, и поджигать на ней свечи можно в любые дни. В ханукии же рожков девять, и используют этот светильник только восемь дней в году во время празднования Хануки.