Мечта советских женщин — «Красная Москва»

12 октября 2023

В настоящее время проблемой скорее является богатство выбора парфюмерии, тогда как в советское время достать хорошие духи было не так легко. Одним из самых желанных ароматов был парфюм «Красная Москва». Сейчас такой сильный шлейфовый аромат скорее популярен среди людей, родившихся в СССР, привыкших к нему с молодости или у кого они вызывают ностальгические воспоминания о счастливом детстве. Современные духи «звучат» намного мягче.

Символ эпохи

Неоценимым достоинством, создаваемых в СССР, ароматов была их натуральность. А терпкий запах «Красной Москвы» стал классикой, благодаря идеальному подбору компонентов. Богатый состав включает свыше 60 наименований, которые до сих пор являются коммерческой тайной концерна «Новая заря». Благодаря этому аромат богатый и имеет несколько уровней. Главными элементами запаха считаются гвоздика, жасмин, мускус, цитрус, ваниль, фледоранж.

Версий создания несколько. Официально считается, что его разработали специалисты фабрики «Новая заря» уже после революции и презентовали на Всероссийской хозяйственной выставке в 1925 году. Тогда как настойчиво распространяется легенда о создании данного аромата лично для императрицы Марии Федоровны в честь 300-летия дома Романовых в 1913 году. Как бы там ни было, но духи «Любимый букет императрицы» реально существовали. Некоторые сравнивают запах «Красной Москвы» с французским «Шанель №5» 1921 года, хотя проверить эту версию уже не представляется возможным, так как последние сохранились в настолько мизерных объемах, что никто не будет этого делать.

Самый реальный вариант повествует, что предшественник аромата создан задолго до революции на мануфактуре Генриха Брокара, который в 23 года переехал в Москву. В середине XIX века мастер создал не только парфюмерное предприятие, но еще и мыловарню, где производилось душистое мыло. В принципе это должно быть правдой, так как «Новая заря» стала наследником фирмы Брокара, получив все рецептуры его духов и штат готовых работников, в том числе главного парфюмера Августа Мишеля, который и является автором аромата, когда он еще не был изобретен.

Весьма возможно, что рецептуру просто доработали, взяв за основу лучший аромат, отсюда и упомянутые ранее версии происхождения. Автором дизайна упаковки является Андрей Евсеев, штатный художник фабрики. Именно он придумал флакон в старинном русском стиле с навершием, напоминающем церковный купол храма Василия Блаженного, а цилиндрическая коробка оформлялась бело-золотыми линиями (возможно предполагалось сходство с зубцами Кремля) и большой красной кисточкой, которую можно принять за стилизованный флаг молодой страны Советов.

В первое время такой парфюм был доступен только избранным: женам партийных работников, ударницам труда, известным артисткам. Его распространяли исключительно по спискам. Только в 1930-х годах объемы производства достигли таких объемов, что их можно было купить в обычном магазине парфюмерии. В ассортименте также были одеколон и туалетная вода, душистое мыло и даже ароматизированная пудра. Выпускались подарочные наборы. Хотя сами духи по-прежнему были мало доступны широким массам, так как стоили огромные по тем временам деньги: в 1940 году флакон 50 мл можно было купить за 28 рублей 50 копеек.

Во время Великой Отечественной войны производство было прекращено, распродажа запасов шла по постоянно растущим ценам. Под конец военных действий она взлетела уже до 500 рублей (при средней заработной плате 400 рублей). Возобновили производство только в 1945 году. В 1950-х годах объемы производства восстановились, цена упала до 60 рублей (много, но уже доступно), а подарочные наборы стартовали от 148 рублей. Это был желанный подарок на день рождения, 8 марта и Новый год.

Постепенно дизайн флаконов становился проще, а цены доступнее. Причем аромат пришелся по вкусу не только женщинам, но и мужчинам, которые с удовольствием пользовались соответствующим одеколоном. После победы на международной выставке, проходившей в 1958 году в Брюсселе, «Красная Москва» выходит на международный уровень.

В 1960-е годы любимый всеми парфюм прочно занимал десятую часть рынка всей ароматической продукции СССР. Несмотря на значительное расширение в 1970-х годах ассортимента отечественной парфюмерии, которая теперь насчитывала более 120 наименований, и даже не взирая на проникновение на рынок французских духов, «Красная Москва» достаточно долго не уступала своих позиций, являясь лидером продаж.

«Красная Москва» в отечественном кинематографе

Разумеется, культовый парфюм не мог не найти свое отражение в художественных фильмах. Все родившиеся в СССР помнят фильм 1962 года «Девчата», где красавица Анфиса, жительница далекой глубинки, хвастается флакончиком таких духов. В фильме «Покровские ворота» 1982 года, который отражает события 1950-х годов, невеста Костика Рита передает ему флакон духов «Красная Москва», когда ведет знакомить с родителями. Это считается лучшим подарком для будущей тещи. Правда сам флакон не появляется в кадре, так как не смогли найти упаковку, соответствующую тем годам. Мелькает парфюм и в других картинах и как обыденный предмет, и как ценный подарок, и как тема для обсуждения.

Современная жизнь легендарных духов

Сейчас оригинальный флакончик найти можно не в каждом магазине парфюмерии, нужно поискать. Но в эру электронной коммерции нет ничего невозможного. На различных площадках всплывают редкие флаконы разных лет выпуска в соответствующем дизайне. С 2004 года компания «Новая заря» возродилась как совместное российско-французское предприятие и продолжает свою деятельность, постоянно предлагая своим поклонникам новые позиции духов, туалетной воды, одеколонов, косметики и другой ароматной продукции, среди которой «Красная Москва» по-прежнему занимает почетное место.