Мастерство молодых: что надо знать о современных художниках и коллекционировании их работ

27 мая 2021

В последние несколько десятилетий в сфере коллекционирования наметилась тенденция по повышению интереса опытных собирателей к работам молодых живописцев. Практически в каждом государстве есть культурные мероприятия, цель которых — открыть, развить и поддержать начинающих художников, только начинающих свой творческий путь и нуждающихся в поддержке.

Начинающий, но подающий надежды живописец — как его распознать?

Некоторые современные художники пытаются творить за пределами институтов либо же предпринимают попытки создать собственные школы. Однако цель подавляющего большинства амбициозных начинающих живописцев — подписать договор с какой-нибудь авторитетной галереей, выставиться там, найти куратора и поучаствовать в его проекте, чтобы таким образом найти поклонников своего творчества, создавать и продавать работы, цена которых с годами будет только повышаться. Но нынешние реалии институциональной системы требуют от мастеров соответствия определенной структуре, поэтому каждый художник обязан соответствовать строгим критериям.

Это привело к разделению новичков, желающих связать свою жизнь с живописью, на три основных группы:

  • люди, подающие надежды;
  • люди, которые находятся посередине карьеры;
  • люди, к которым уже пришло признание.

Новички, подающие большие надежды, или, как их еще называют Emerging artist — это талантливые личности, чья репутация еще только формируется. Да, о них уже знают критики и кураторы, периодически их фамилии мелькают в СМИ, но база продаж пока отсутствует, да и представительства той или иной галереи у этих художников тоже пока нет. В эту группу мастеров могут входить как молодые люди, которые только-только окончили обучение, так и художники более зрелого возраста, посвятившие искусству всю свою жизнь, но так и не дождавшиеся заслуженной славы.

Признанный художник или Mid-career artist — это автор работ, чья карьера находится где-то на середине. Он уже обладает определенной базой клиентов и довольно внушительным количеством работ, получил признание на каком-либо определенном уровне (региональном, национальном, а может, даже на международном), не раз публиковался в каталогах и неоднократно участвовал в выставках. О таких людях регулярно пишут в СМИ, они являются авторитетами в своем деле, их мнение уважают, с ним считаются.

Established artist — художники с выдающимся потенциалом, которые уже состоялись в своем деле, внесли весомый вклад в развитие культуры своего региона, государства, а то и всего мира. Если говорить о перспективности работ таких живописцев на рынке коллекционирования, то они являются самыми надежными. Картины таких людей представляют собой большую ценность, которая неоднократно подтверждалась в ходе продаж на престижных аукционах.

В кого вкладывать, а в кого не стоит?

По словам экспертов, люди, находящиеся на начальных этапах карьеры, являются наиболее рискованными в плане инвестирования, ведь, во-первых, не известно, прибавят ли работы того или иного новичка в цене со временем, а во-вторых, никто не знает, не изменит ли человек род деятельности, вполне вероятно, что он вообще бросит искусство. Но с другой стороны, работы авторов из этой категории наиболее доступны в финансовом плане, такой вид вложений подойдет тем, кто делает свои первые шаги на рынке коллекционирования.

Как повышается стоимость картин

Какой-либо четкой инструкции относительно того, как определить будущий успех, не существует, однако об удачной инвестиции все же определенные факты свидетельствовать способны. К примеру, если живописец уже попал в поле зрения институтов, кураторов и известных критиков, если о нем периодически пописывают СМИ, если его фамилия значится в шорт-листе крупного конкурса (не важно, национального или международного), присмотреться к его картинам можно, но каких-либо гарантий не даст никто. А вот более серьезным свидетельством скорого успеха являются:

  • регулярное участие человека в кураторских мероприятиях, проходящих на базе крупных художественных институтов.
  • наличие в специализированных изданиях статьи о творчестве живописца или интервью с ним.
  • наличие персональных выставок в галерее, которая успешно функционирует от 5-ти лет и более.

Дополнительным плюсом является наличие у художника профильного образования, но этот фактор нельзя назвать решающим, ведь часты случаи, когда успеха добивались люди, получившие в свое время гуманитарное образование, а также те, кто отучился в специализированных частных школах.

Выгодное коллекционирование — как этому научиться?

Опираясь на приведенные выше критерии и сведения, начинающий коллекционер, решивший прикупить пару-тройку работ кого-то из начинающих художников, должен, в первую очередь, обратить внимание на мастеров, при одном взгляде на работы которых появляется чувство эстетического удовлетворения. Также важно наличие доверия, которое вызывает упорный труд художника, его постоянная кропотливая работа, а также постепенное признание творчества конкретного человека настоящими профессионалами и авторитетными институтами.

Как начать коллекционировать с пользой — советы опытных собирателей

Известный коллекционер Джеймс Мэй, который к тому же является галеристом, дает новичкам следующие советы.

  • Искусство, которое ты покупаешь, нужно любить. Так как ситуация на данном рынке крайне нестабильна, ориентироваться следует на собственный вкус. Говоря иными словами, если картина нравится, а о том, что она хороша, говорят еще и профессионалы, надо брать!
  • Следует заниматься самообразованием, читать литературу, общаться со специалистами, просить совета у опытных людей, искусствоведов и именитых художников.
  • Надо развивать чувство вкуса, посещать выставки и прочие культурные мероприятия, быть в курсе того, что сейчас происходит на профильном рынке.