Фарфоровый завод Попова
Русский фарфор, история которого длится не одну сотню лет, даже в наши дни пользуется спросом у...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Русский фарфор, история которого длится не одну сотню лет, даже в наши дни пользуется спросом у...
Светлана Владиславовна Голембовская (также в источниках встречается фамилия Болзан, 1927-2016) —...
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Сейчас уже полки магазинов ломятся от разнообразных и супертехнологичных игрушек, а в детстве у многих из нас, кто застал еще советские времена, основными игрушками были пупсы, пластмассовые куклы в нехитрых платьях, да плюшевые мишки.
Такие игрушки были достаточно тяжелыми и не слишком красивыми, но зато изготавливались из натуральных материалов, так как во времена СССР строго следили, чтобы в составе не было никаких вредных компонентов, и они долго не ломались. Несмотря на всю простоту, эти игрушки были любимы, с ними связанно множество приятных воспоминаний.
Новое государство — новые игрушки
В дореволюционное время кустарные куклы изготавливались из дерева, глины, ткани, папье-маше. Самые ценные экземпляры имели отдельные детали из фарфора, они были доступны только самым обеспеченным слоям общества. После Великой Октябрьской революции у молодого государства были более сложные задачи, чем изготовление кукол, поэтому достаточно долго игрушки считались пережитком буржуазного прошлого.
Когда же был организован выпуск игрушек, то задачу максимально упростили и фабрики изготавливали примитивно: голова, руки, ноги и туловище отдельными, но не гнущимися частями. Иногда туловище могло быть тряпичным. Если одежда, то простое платьице из ситца, никаких тебе сложных или сменных нарядов, верхней одежды не было и в помине. Но все не так просто, к разработке каждой модели привлекались не только художники, но и специалисты из сферы образования.
Куклы должны были воспитывать будущего созидателя, эмоциональной составляющей уделяли массу внимания. Это было тяжелое время и те куклы несут на себе отголосок эпохи: работницы в алых косынках, патриотично настроенные героини советского кинематографа, тогда еще немого. Об использовании ценных материалов вроде фарфора или даже целлюлозы не могло идти речи, в ход шли любые подходящие отходы: бумаги, фанеры, ваты другие.
Зато стоили они сущие «копейки». Чуть позже, в 1930-х годах, к выпуску присоединились артели и отдельные мастера. Чаще всего это были игрушки из дерева. Теперь уже можно было встретить авторские работы в нарядных платьицах. Цена также была не велика, государство строго за этим следило. Каждой давали свое имя, которое иногда было написано прямо на ценнике. Такой куколке можно было самостоятельно дополнить наряд, сделать красивую прическу.
В комплект можно было докупить алюминиевую или даже фарфоровую посудку, коляску и кроватку по размеру. С ними ходили на прогулки, устраивали чаепития, укладывали спать. Закрывающиеся глаза у кукол появились только в 1950-годах. В это время начинают использовать «революционные» материалы: целлулоид и полиэтилен, тогда как раньше использовали древесно-стружечные массы и папье-маше.
Немного позже в ход пошла резина, что дало возможность легче одевать и раздевать своего подопечного. В последующие 30 лет куклы научились не только моргать, но и ходить и даже немного говорить, к примеру, слово «мама». Появились сувенирные куклы в национальных костюмах и в одежде, типичной для определенных профессий, в виде литературных героев и сказочных персонажей, широко изготавливаются герои для домашних кукольных театров.
Еще были небольшие пупсики. Это были небольшие куклы, которые легко помещались в кармане. В советские времена девочек на уроках труда учили шить, благодаря небольшому размеру им легко было пошить или связать одежду своими руками и хвастаться своим мастерством (или мастерством своей мамы) подружкам. А можно было просто перепеленать и уложить в колясочку.
Мальчики зачастую использовали пупсов как пассажиров для своих автомобилей, поездов, самолетов, задействовали их в других своих играх. Само слово «пупс» придумали в 1920-х годах. Изначально это было разговорное слово, которое применялось к маленькому пухленькому ребенку. Поэтому, когда наладили производство маленьких голеньких целлулоидных куколок с нарисованными волосиками и трогательными голубыми глазками, то автоматически иносказательное слово пупс приклеилось к такому игрушечному малышу.
Первыми начали выпуск пупсиков на ленинградских химических предприятиях. У детей особого выбора не было. Пол различить было невозможно, но было принято считать пупса девочкой, хотя некоторые могли одеть и мальчиком, что официально никто не запрещал. К таким маленьким «друзьям» можно было приобрести мебель, тарелочки, чашечки и прочую посудку.
Дешевой, но достаточно увлекательной альтернативой выступали бумажные куклы. Их продавали отдельными комплектами с одеждой или их можно было найти на листиках в детских журналах, а можно было вырезать самостоятельно, что было доступно любому школьнику, благодаря широкому ассортименту цветной бумаги и картона.
Импортные куклы на прилавках советских магазинов
Куклы из ГДР или США, даже та же Барби, появившаяся на прилавках американских магазинов еще в 1950-х годах, начали проникать в СССР только спустя 30 лет. Это был завидный, но сильно дорогой подарок, так что широкого распространения они не имели.
Интересна история создания куклы Барби. Американка Рут Хендлер заметила, что ее дочь Барбара создает из бумаги роскошные и разнообразные наряды. Куклы в то время также были из картона. Она придумала максимально приблизить кукол к взрослым людям, что вначале смутило представителей компании по производству детских игрушек, к которой пришли с этой идеей.
Главной причиной сомнений было наличие у кукол-девушек женской груди. Первоначальный отказ от этой идеи со стороны производителей побудил автора искать варианты, и решение было найдено в результате поездки по Швейцарии. Кукла по имени Лилли отвечала всем ее пожеланиям. Вернувшись домой, она адаптировала образ под американский рынок: прическа «конский хвост», купальник, «каблуки» и серьги, в результате в начале 1959 года получили модель, которая была представлена на суд публики на нью-йоркской Международной выставке детских игрушек. Вопреки всем сомнениям и пессимистичным прогнозам, спрос оказался сумасшедшим: в первый год с огромными очередями было выкуплено около 350 тысяч экземпляров.