Крупнейшая коллекция концептуализма и минимализма

28 января 2022

Одна из основных коллекций концептуализма и минимализма в мире принадлежит супругам Антону и Анник Герберт. Антон скончался 7 декабря 2021 года в возрасте 83 лет. Вместе с женой они начали собирать коллекцию 50 лет назад и за эти годы 16 раз входили в подборку 200 лучших собраний мира.

Небольшая справка: оба течения возникли в Америке. Минимализм или минимал-арт — это отдельное направление живописи и скульптуры, возникшее в 1960-х годах. Минималисты отказались от детализации и сложных композиционных решений в пользу простых форм и монохромных цветов.

Из идеи минимализма родился концептуализм. Художники решили исключить эмоциональное восприятие из объекта искусства, сделав упор на интеллектуальную составляющую. Цель — передать идею. Причем произведение максимально доходчиво поясняет само себя через отдельные фразы, тексты, схемы и прочие инструменты.

Возникновение и развитие собрания

Как говорил владелец, они искали не произведения, а новое мышление. Начало собранию было заложено в 1973 году приобретением 64 Lead Square (Свинцовый квадрат) Карла Андре (1969). Работы художников в стиле минимализма и концептуализма, расцвет которого пришелся на 1968-1989 годы, весьма заинтересовали супругов. Антон Герберт с женой целенаправленно приобретали работы определенных авторов. Причем они вначале знакомились с ними, общались, узнавали, что их вдохновило на конкретное произведение.

В собрание также вошли произведения арт-повер (европейское «бедное искусство»). Возникло оно в Италии как новый взгляд на процесс творчества, выразившийся в попытке визуализации взаимосвязи между природой и индустрией. А в 1980-х годах коллекция пополнилась работами молодых авторов, которые возникли в ответ на масштабные социальные потрясения, в частности вызванные падением Берлинской стены в 1989 году. В итоге собрание стало настолько масштабным, что паре пришлось переехать в старое промышленное здание, так как в их доме больше не хватало места.

Выставочное пространство

Первым, кто заинтересовался собранием, был Музей Ван Аббе (Нидерланды). В 1984 году была организована выставка «L'Architecte estmissed». В 2000 году на форуме нового искусства именно эти произведения были представлены как пример таких работ.

В 2011 году возник вопрос финансового обеспечения помещений собственной выставки и на аукционе Christie’s (Нью-Йорк) было выставлено 35 работ. Предварительная оценка составила 5–7 млн долларов США, из них 29 предметов ушло за 7,8 млн. Возглавил список «Стальной квадрат» Карла Андре (1969) — 2,4 млн долларов США. Выставка «Distance Extended 1979-1997» открылась в октябре 2013 года, став одновременно постоянно действующей выставкой и местом проведения исследований.