Киевлянин Александр Троцюк коллекционирует джинсы

13 ноября 2021

Оказывается, что коллекционировать можно не только произведения искусства, но и такие вещи, как джинсы. Эти повседневные предметы гардероба могут уходить с молотка за огромные суммы. К примеру, самый большой поклонник денима в мире Томми Хилфигер за 39 тысяч долларов купил три пары джинсов Мэрилин Монро, которые знаменитость носила в фильме «Река не течет вспять».

Первые джинсы для своей коллекции киевлянин Александр Троцюк купил под мостом на Шулявском секонд-хенде двадцать лет назад. Это была совсем новая пара от Helmut Lang. Сейчас джинсов у Александра полторы тысячи: японские Edwin, американские Wranglers. Есть даже изделия локальной нью-йоркской марки. За самые дешевые джинсы Александр отдал всего 3 доллара, а вот стоимость самых дорогих он не называет.

«Еще несколько десятилетий назад трудно было представить преподавателей, одетых в деним. Сложно приживалась традиция посещения ресторанов и других респектабельных мест в джинсах. Однако все вокруг меняется, и когда сегодня мы видим посетителей театра, одетых в джинсы, это не означает, что упал уровень заведений или культуры людей. Еще в 1970-х годах Дома высокой моды, такие как Chanel и другие, стали комбинировать в своих моделях деним с элитарным шелком. Вот, к примеру, пара от французского дома Balmain, который шьет джинсы для высшего общества. Стоимость одной пары достигает двух тысяч евро — дороже многих вечерних платьев или смокингов. Оригинальные Balmain 1970-80 годов могут уходить с молотка на аукционах за десяти тысяч долларов. Вот еще один бренд — Yves Saint Laurent. За элитную пару придется выложить три тысячи долларов, за самые обычные и ничем не примечательные — 800» — рассказывает коллекционер.

Мужчина говорит, что у джинсовой одежды самая сложная судьба. Даже в двадцать перовом веке есть люди, которые считают джинсы рабочей одеждой. Еще хуже дела обстояли с женскими штанами. Если мужские джинсы появились в 1873-м году, то первые женские только в 1934-м. Первопроходцем стал бренд Levi Strauss Co. Модель назвали Lady Levi's. Новинку приняли на ура, а в том же году в Vogue написали, что у женских джинсов большой потенциал в мире моды. Разумеется, что консерваторы были страшно недовольны появлением рабочих штанов на женщинах. Во многих штатах в джинсах не пускали в общественные заведения. Известная актриса сороковых годов Кэтрин Хепберн стала первой, кто появился в джинсовых брюках на большом экране. Известна история, что звезда кино пригрозила бойкотировать съемки, если ей не дадут появиться в кадре в любимых штанах.

В 1951-м году появился джинсовый «Канадский смокинг», сегодня это мечта любого коллекционера одежды, но оригинальных почти не осталось. Название Канадский смокинг закрепилось за жакетами и пиджаками из денима благодаря американскому певцу Бингу Кросби. Звезду не пустили в гостиницу, потому что он был в джинсах Levi's. После чего бренд создал специально для Кросби джинсовый смокинг, в котором он появлялся на светских мероприятиях. Еще один скандал случился в 1955-м году, когда принцесса Александра, двоюродная сестра королевы Елизаветы Второй, нарушила королевский протокол и появилась на людях в джинсах.

В 1971-м году появилась первая фирма по шитью элитных джинсов. Глория Вандербилт запустила собственное модное производство, она первой начала выпускать дизайнерскую одежду из денима. В 2014-м году на аукционе «Кристис» продали пару Вандербилт 1975-го года за 8 500 долларов. В 1977-м году деним появился в Белом доме. Президент Джимми Картер во время инаугурации сказал, что разрешит политикам носить неофициальную одежду. Картер и его супруга Розалин постоянно появлялись на публике в джинсах.

В коллекции Александра Троцюка есть оригинальный селвидж-деним — брюки и куртки Levis, Lee, Wrangler шестидесятых-восьмидесятых годов. Есть также современные репродукции этих брендов, выполненные точно по оригинальным лекалам с использованием старых технологий. Есть даже женские джинсовые шорты.

«С женскими джинсовыми шортами вообще вышла удивительная история. До 1990-х годов они не пользовались спросом. Все изменилось в 1992-м году, когда для «Суперкубка» Синди Кроуфорд снялась в рекламе Pepsi в джинсовых шортах. После выхода рекламного ролика, все модницы той эпохи сразу пополнили гардеробы новыми вещами из денима. Получилось, что Кроуфорд сделала рекламу не газировке, а шортам», — рассказывает коллекционер.

Есть в коллекции Александра несколько вещей, купленных у родственников ветеранов Второй мировой войны, попавших в Советский Союз в качестве трофеев. Например, коллекционер может похвастаться американскими охотничьми и военными куртками 1930-40 годов.

Коллекционеров в мире немало, и вкусы у многих разные. Одни собирают «дедсток» — старые вещи складского состояния. За них коллекционеры готовы выложить не одну тысячу долларов. Есть поклонники «фейда» — вещей с пятнами, дырками и латками. Другие интересуются джинсовой одеждой, которую носили знаменитости. А вот Александр покупает те, которые просто ему нравятся, и не важно, стоят они 2-3 доллара, или несколько сотен.