Калининградец Сергей Довлатов познает историю через старые кирпичи

17 апреля 2021

Кирпич — древнейший строительный материал, который может много интересного рассказать о своей эпохе. Почти все старые здания, возведенные на территории Калининградской области, строились именно из этого материала.

Житель Калининграда Сергей Довлатов давно увлекается историей Восточной Пруссии, коллекционирует значки и открытки на эту тему, но самая его интересная коллекция — кирпичи. Собирать кирпичи любитель истории начал случайно. В 2015 году во время субботника в парке Калинина при расчистке ручья в воде ему попался кирпич с клеймом KFZ. Сергею стало интересно, что значит клеймо. Позже выяснилось, что это аббревиатура Koniglich Fortifikation Ziegelei, что переводится на русский язык как Кирпичный завод Королевского Фортификационного Ведомства. Датируется изделие рубежом 19-20 веков. По словам Сергея, это дало ему понимание, что кирпичи могут многое рассказать об истории города и области. Так началось коллекционирование кирпичей и поиски уникальных экземпляров.

«Где бы я ни был, обращаю на кирпичи внимание. Рушат дом — прошу рабочих поковыряться. Езжу по области, чтобы изучить старые кирхи, замки, усадьбы. Хожу по развалинам и ковыряюсь. Порой не одну сотню кирпичей перелопатишь, прежде чем найдешь что-то ценное. А бывает, что уникальные экземпляры просто под ногами лежат, надо лишь нагнуться, рассмотреть и забрать. Мы с супругой часто по области вылазки делаем. Да, жена тоже «заболела» этим делом. Хочу заметить, что настоящий коллекционер не будет выковыривать кирпич из стены, мы их берем только из руин», — рассказывает коллекционер.

Сергей Довлатов собирает все кирпичи с клеймами. Те, которые не идут в коллекцию — складываются в подвале. Ведь есть редкие клейма, а есть распространенные, но оставить хочется все экземпляры. Однако самым ценным в своей коллекции Сергей считает тот кирпич, который был первым в коллекции — тот самый из ручья, хотя по своей коллекционной ценности он не особенно редкий.

«В этих старинных кирпичах есть еще кое-что интересное. Раньше была совсем другая технология производства. Прежде чем отправить в печь для обжига, кирпичи клали под открытым небом, чтобы они вылежались. Отсюда — отпечатки различных животных на кирпичах. Ночью дикие звери гуляли по округе и наступали на кирпичи. Я уже целый зоопарк собрал. Собаки, волк, гусь, крысы, кабан, енот, лисица. Есть даже отпечаток ноги ребенка пяти-шести лет. Разве это не интересно? Из существующих готических страшилок можно узнать, что был кровавый обряд, когда детей приносили в жертву. Очень хочу верить, что это не наш случай! Получается, что этот банальный строительный материл — своеобразный носитель информации», — рассказывает Сергей Довлатов.

Коллекционер говорит, что раньше клейма на кирпичах являлись обычной рекламой. Каждый владелец завода, выпуская качественный товар, хотел выделить его. Для этого ставили клеймо с названием завода, а иногда и с именем его владельца. Все поменялось после Первой мировой войны. Наступил тяжелейший экономический кризис и гиперинфляция, большинство маленьких предприятий закрылись. Выжили только крупные заводы, которые превратились в монополистов, в рекламе они больше не нуждались», — говорить коллекционер.

Сейчас в коллекции Сергея более ста уникальных экземпляров, а почти три сотни более распространенных — в подвале. В коллекции есть очень редкие кирпичи, например, с клеймом Genslack. Завод находился неподалеку от деревни Озерков, где была очень хорошая глина. В 1650-х годах он закрылся, а это значит, что кирпичу более 370 лет. Однако есть и более старые экземпляры 19 века, которые делали на Земландском полуострове. Еще тевтонские рыцари оценили качество глины на полуострове и с 12 века они начали использовать ее для изготовления кирпичей. К большому сожалению, в те времена клейма на кирпичах еще не ставились. Еще больше заводов находилось в округе Велау, сейчас это район Знаменска и Гвардейска. Там есть несколько решающих факторов: близость к Кенигсбергу, высокое качество глины, железнодорожная станция и порт рядом.

Несмотря на солидную коллекцию, создавать музей кирпичей Сергей не планирует. Он считает, что коллекция еще слишком маленькая, и слово «музей» звучало бы слишком громко. Один из вариантов, который рассматривает коллекционер — завещать экспозицию какому-нибудь музею. Довлатов считает, что люди должны это видеть, особенно подрастающее поколение, ведь так у них может появиться интерес к истории края, в котором они живут.