Как «Тетра Пак» пришел в СССР

19 мая 2023

В 1950-х годах в западных странах начала стремительно развиваться химическая промышленность, в том числе целлюлозно-бумажная. Рост производительности и потребления привели к тому, что развитые государства стали соревноваться в уровне жизни. Понятно, что лидерами стали США и западная Европа. Восточный блок также начал уделять внимание повышению уровня жизни граждан, но плановая экономика сильно тормозила процесс, она влекла за собой низкое качество и скудный ассортимента товаров.

И, тем не менее, с наступлением хрущевской эпохи в Советском Союзе стал намечаться рост объемов потребления. Уровень был значительно ниже западного, качество тоже хромало. Кроме того, сами товары не обладали стилем, красотой упаковки и эргономичностью. Они создавались исключительно как утилитарные предметы. Политика Никиты Хрущева немного открыла советскому человеку западный образ потребления. Советским чиновникам пришло понимание, что упаковка и подача товара тоже важны. И эти изменения были особенно ощутимы в сегменте молочной продукции. Еще бы, по сравнению с 1940-м годом к 1960-му производство «молочки» в стране выросло почти в семь раз.

При Хрущеве значительно расширился и ассортимент товара. Советский человек узнал, что такое ряженка, творожная паста, глазированные сырки в шоколаде. Всем известна знаменитая фраза генерального секретаря ЦК КПСС «Догнать и перегнать Америку», так вот в плане молочной продукции по количеству потребления на одного человека этого удалось добиться. Постепенно в западных странах появились бумажные молочные пакеты. Они были удобнее, чем стеклотара, и дольше сохраняли продукт, что стало вызовом для Советского Союза. Вот только целлюлозно-бумажная промышленность в начале 1960-х годов значительно отставала от западных стран. Особенно это касалось упаковочного картона. Приводились такие данные: в 1960-м году в СССР на человека в среднем приходилось 15 килограммов бумаги в год, в то время как в США эта цифра составляла 180 килограммов.

Советская целлюлозно-бумажная отрасль не справлялась с тем, что пищевая промышленность развивается, и люди чаще покупают продукты питания в магазинах, а не на ранках. Большинство продуктов продавалось без упаковки, что не соответствовало санитарным нормам. ЦК КПСС постановил задачу принять меры по развитию целлюлозно-бумажной промышленности, и советские ученые взялись за работу. При этом эксперты посчитали, что использовать стеклянную тару невыгодно. Бутылка обходилась дешевле — 0,8 копеек, а бумажный пакет стоил 1,5 копеек. К тому же бутылка предназначалась для многоразового использования, но стекло существенно увеличивало вес продукции, что делало транспортировку дорогой. Кроме того, стеклянная тара билась при транспортировке, а разлитый продукт приходилось утилизировать. Также было подсчитано, что советские граждане приносили в пункты приема стеклотары лишь 60 процентов бутылок.

Работа по созданию упаковки закипела, начались многочисленные опыты по созданию упаковочной бумаги. Ее планировали делать на основе американского образца. С этой задачей должна была справится Бумажная фабрика им. Володарского. Позже советским инженерам-разработчикам пришлось признать, что в Советском Союзе нет мощностей, которые отвечали бы предъявляемым требованиям. Только после модернизации немецкой машины 1935-го года, которую привезли после войны, на упомянутой фабрике начали производить пригодные молочные пакеты.

В 1966-м году инженеры взялись за создание упаковки для сливочного масла. До этого масло продавали на развес — продавец отрезал кусок и заворачивал его в пергамент. Это не защищало продукт от света и воздуха, а хранить его можно было не более трех суток, потом появлялся неприятный запах, а само масло покрывалось желтой коркой. Как раз в это время в западных странах ужесточились требования к упаковке для молочной продукции. В правилах указывалось, что упаковка должна защищать продукт от влаги, жира и воздуха. Советские инженеры изготовили упаковку, соединив пергаментную бумагу и фольгу — так делали в Австрии. В то же время продолжались работы по созданию упаковки для других продуктов.

В конце 1960-х годов на полках магазинов стало появляться молоко в бумажной упаковке. Советские граждане по-разному относились к такой таре. Одни хвалили ее за удобство, другим не нравилось то, что нельзя увидеть, что находится внутри. Кроме того, советская упаковка имела плохую герметичность, и продукт часто вытекал. Это происходило из-за общей отсталости упаковочной отрасли. Производители все чаще говорили о том, что лучше будет купить готовое оборудование за границей.

Советские специалисты знали о компании «Тетра Пак», которая завоевала авторитет во многих странах мира. Ученые убеждали правительство, что молоко в такой упаковке остается свежим до двух недель, и это свойство играло важную роль, так как холодильники были менее, чем у половины граждан. «Тетра Пак» способствовала соблюдению санитарных норм, что тоже было важно после того, как на нескольких периферийных заводах обнаружили кишечную бактерию. Постепенно молоко в новой упаковке начало появляться на полках советских магазинов. Бидоны и цистерны стали символом отсталости, а бумажный пакет — прогресса. Советская власть планировала, что в 1973-м году продажу молока из цистерн запретят, а все молоко будет упаковываться в бумагу, но реализовать это так и не смогли. В том же 1973-м году только 12 процентов молока продавалось в бумажной упаковке, а в США эта цифра достигла отметки в сто процентов. Окончательно бумажная упаковка вытеснила стеклотару лишь в конце 1990-х годов.