Как ностальгическое хобби превратилось в бизнес с многомиллионной выручкой?

21 октября 2020

Бизнесмен Виталий Листраткин, основной прибылью которого еще совсем недавно был маленький интернет-провайдер, несколько лет назад увлекся виниловыми пластинками. Собрав большую коллекцию, он открыл интернет-магазин. В первый месяц ему удалось заработать 2 500 рублей, но сегодня Листраткин самый крупный на Урале продавец раритетного винила. Его интернет-магазин стал прибыльным бизнесом, который ежемесячно приносит более двух миллионов рублей прибыли.

В 2014 году моим основным бизнесом был провайдер «Интера». Грампластинки в моей жизни появились совершенно случайно. В 2014 году на День рождения жена подарила мне проигрыватель. Я даже не знаю, почему она выбрала такой подарок, ведь в доме не было ни одной пластинки. Я купил пять первых пластинок. Потом кто-то из друзей зашел в гости, увидел проигрыватель и принес еще — от родителей осталось несколько штук. Не успел я оглянуться, а у меня дома уже сотни три пластинок.

Прогулялся по интернету, посмотрел, что происходит в стране по этой теме. Нашел магазинчик в Питере, который торгует грампластинками. Посмотрел, как устроен сайт, его юзабилити, заодно заказал там пару десятков пластинок и решил, что мы тоже смогли бы сделать такой интернет-магазин. Позвал своих штатных разработчиков, показал им интернет-магазин, и парни говорят мне, что смогут сделать даже лучше.

Летом 2015 года запустили магазин, выставили несколько сотен единиц товара. Я буквально на коленках занимался рекламой сайта, сам фотографировал обложки, делал описания. За первый месяц я продал винила на 2 500 рублей. Я не расстроился, наоборот, меня удивило то, что все это кто-то покупает. Хорошо помню, как постоянно ругался тогда со своим бухгалтером. Она кричала: «Что за ерунда, этот магазин будет только одни убытки генерировать». Я просил ее потерпеть. Через месяц магазин принес 20 тысяч, через два — 50 тысяч. Бухгалтер успокоилась.

Сейчас в нашем интернет-магазине порядка 15 тысяч наименований, а самих пластинок более 25 тысяч. Весь винил хранится в магазине в Первоуральске и оттуда доставляется покупателям в любую точку России. Пробовали одно время покупать, а потом перепродавать пластинки под заказ, но эта схема оказалась нерабочей — всегда должен быть свой большой запас товара.

Эта работа не сильно отличается от антикварного бизнеса. По сути пластинки и есть антиквариат. Есть в нашем магазине и новые пластинки, но основную кассу делает именно раритет. Больше всего покупатели хотят заполучить оригинальные пластинки. Случаются и вовсе невероятные казусы. Находишь, например, старую пластинку, которая и звучит ужасно, и название какое-то неизвестное, а стоит дорого, а все дело в том, что это очень редкий экземпляр. Вот молдавский фольклорный ансамбль «Кобза» семидесятых годов — кто вообще слышал про его существование? А стоит пластинка 4 тысячи рублей, для старого винила времен СССР это немало.

Самый дорогой экземпляр в нашем магазине стоит 9000 рублей — это оригинальная запись группы Manowar 1983-го года. Еще один интересный экземпляр – Boney M 1978-го года, просим мы за него 7000 рублей. А вот одна пластинка с записями Леонида Утесова у нас выставлена за 3000 рублей.

Продаем мы пластинки на 30 процентов дороже, чем покупаем. Что входит в эти 30 процентов? Поиск нужных пластинок, их грамотный выбор, проверка качества. Кроме того, мы купили специальное устройство для чистки и реставрации пластинок. Иногда я сам езжу в Санкт-Петербург к дилеру, который держит специально для меня отдельный лот.

До пандемии коронавируса я съездил один раз в Стокгольм — это мировой центр виниломанов. Я ездил туда со своим товарищем на три дня, бывали во всех «злачных» виниловых местах города, долго выбирали интересные экземпляры, которые точно смогли бы заинтересовать российского покупателя. Есть у нас еще один источник товара - приблизительно один раз в год к нам обращаются люди, у которых умер близкий человек с большой коллекцией винила. Наследники смотрят на гору этого добра и понятия немеют, что с ней делать. Ищут скупщиков в интернете и нередко выходят на нас. Мы изучаем товар, смотрим состояние, озвучиваем цену и торгуемся. В начале года мы купили огромную коллекцию — более двух тысяч пластинок. Мы до сих пор разбираем эту гору винила. В коллекции только старые русские пластинки. Мы заплатили 250 тысяч рублей, успели разобрать пока только половину.

Многие наши клиенты интересуются также аудиокассетами. Не так давно нам продали три сотни новеньких упакованных кассет, мы решили их перепродать и их раскупили за насколько дней. Люди говорят, что это прикольно — скачать из интернета музыку своей молодости, записать на кассету и слушать на магнитофоне. Понятное дело, что винил с кассетами — это не про звук, они не могут на равных конкурировать с цифровыми форматами, это исключительно ностальгия. Поставить пластинку или кассету на полку, потрогать конверт, почувствовать запах. Именно эти юношеские ассоциации и есть основа продаж.

К сегодняшнему дню винил превратился в стабильный бизнес, который приносит более двух миллионов рублей каждый месяц. В магазине кроме меня работает еще четыре человека. Рынок этот стабильный, на протяжении пяти лет не было быстрого роста, но и спрос тоже не падает.