Как наглый вор украл часы французской королевы и скрывался 20 лет

16 февраля 2021

Теплым субботним вечером 15 апреля 1983 года автомобиль Simca 1000 остановился недалеко от здания Музея исламского искусства в Иерусалиме. Людей на улице уже не было, после ухода посетителей и работников в здании оставалось два охранника, которые готовились к отдыху. Из машины вышел мужчина и подошел к железным воротам. Убедившись, что вокруг нет людей, он вставил домкрат между прутьями, раздвинул их и пролез внутрь. Затем он забросил на крышу лестницу из веревки, на конце которой были крюки. По ней преступник забрался на четырехметровую высоту и с помощью отвертки открыл узкое окно. Позже мужчина расскажет собственной жене, что месяц сидел на жесткой диете, чтобы пролезть через то окно.

В здании музея злоумышленник направился в заднюю часть, где хранилась коллекция часов Давида Саломонса. Преступник действовал спокойно, он знал, что бояться нечего. Сигнализация не работала, а охранники, вероятнее всего, отдыхали в своем служебном помещении. Он не торопился, пробыв в музее почти до утра, и даже оставил после себя инструменты и пустые банки от «Пепси».

Утром стало понятно, что украли коллекцию часов Саломонса. Вор прикарманил 105 ценных экземпляров, среди которых «Мария-Антуанетта» швейцарского часовщика Абрахама Луи Бреге, основателя легендарного бренда Breguet. Только эти часы стоили 32 миллиона долларов. Известно, что они были сделаны в 1780 годах по заказу тайного поклонника французской королевы. Аноним попросил Бреге сделать часы из золота и драгоценных камней. Бреге работал над заказом более сорока лет, за это время произошла французская революция, а Марию-Антуанетту обезглавили на гильотине. Умер даже сам Берге, часы доделывал его сын. В начале двадцатого века шедевральное творение купил британский коллекционер Давид Лайонел Саломонс.

Расследовать ограбление музея доверили израильской полиции, которой помогал опытный частный детектив Самуель Нахмиас — его наняла страховая компания от лица музея. За свою карьеру Нахмиас сумел раскрыть несколько похожих ограблений. Проблема в раскрытии этого преступления заключалась в том, что не было ни одного подозреваемого. Несмотря на то, что вор оставил следы, его личность так и не удалось установить. Более того: детективы посчитали, что преступников было трое. Оставалось надеяться на то, что вор выдаст себя при попытке продать добычу. Нахмиас и детективы полиции несколько лет следили за аукционами, общались с коллекционерами в Нью-Йорке, Лондоне, Тель-Авиве, даже в Москве. К поискам подключился Моссад и Интерпол, за любую информацию обещали солидное денежное вознаграждение, но все было напрасно.

В сентябре 2005 года, более чем через двадцать лет, в маленький магазинчик тель-авивского антиквара Сиона Якубова зашла посетительница. Женщина сказала, что представляет интересы жительницы США, которая желает передать иерусалимскому Музею исламского искусства несколько ценных вещей. Американка утверждала, что покойный муж оставил в наследство большое количество старинных механических часов. Перед смертью мужчина признался, что предметы украдены из израильского музея. Женщина просто пожелала вернуть ценности законному владельцу. Увидев часы, Якубов сразу вспомнил коллекцию Саломонса. Антиквар тут же позвонил директору музея Эли Кахан. После недолгих переговоров 36 экземпляров вернулись в музей. Был подписан договор о неразглашении, американка получила 30 тысяч долларов. Учитывая реальную стоимость ценностей, это было очень скромное вознаграждение.

Ситуация оказалась сложной, ведь договор о неразглашении не давал возможности объяснить происхождение ценных предметов, а это было необходимо, так как музей уже получил страховку. К концу года слухи о возвращении часов достигли полиции. Старое дело подняли. Удалось узнать, что имя таинственной американки Нили Шамрат. Ее супругом был Наман Диллер — знаменитый вор, который действовал в Израиле в 1970-х годах. Бывший военный летчик был большим специалистом по кражам со взломом. Он с легкостью забирался по неприступным стенам, умел лазить через маленькие окна и мог похвастаться нестандартными приемами. Удивительно, но при расследовании кражи часов Диллер не был в кругу подозреваемых. У преступника было неопровержимое алиби: его не было на территории Израиля. Диллер действительно покинул страну, но вернулся обратно по поддельному паспорту. Наман и Нили поженились в 2003 году. Нили понятия не имела, чем занимается ее супруг. В 2004 году преступник умер от рака. Перед смертью он рассказал жене об украденных часах и раскрыл все подробности ограбления музея в Иерусалиме. Ни один экземпляр Диллер не смог продать.

Сохранить анонимность не удалось, и в июне 2007 года к Шамрат домой пришла американская полиция. Во время обыска она обнаружила большое количество предметов искусства. Также было найдено завещание Диллера. Украденные часы были спрятаны в нескольких странах. Калифорнийский суд назначил Нили Шамрат четыре года условного срока. Работники иерусалимского музея совместно с израильской полицией еще пять лет искали часы в разных странах мира. Знаменитые «Марию-Антуанетту» удалось найти лишь в августе 2009 года.