Как китайский художник всю жизнь искал способ нарисовать креветку

31 марта 2022

Люди, которые интересуются китайской культурой, наверняка знакомы с именем Ци Байши. Этот художник — автор восхитительных рисунков, изображающих птиц, цветы, животных, креветок. Рисунки Ци Байши встречаются в книжных иллюстрациях, их печатают на открытках. Разумеется, живописец также писал картины. Особенность его стиля в том, что создается впечатление, будто это работы древнекитайского мастера, но жил и работал Ци Байши в двадцатом веке.

Ци Байши родился в 1864-м году в обычной крестьянской семье. Мальчик не отличался крепким здоровьем, зато у него был цепкий глаз и острый ум. Учиться было у кого — его дед занимался каллиграфией, что, конечно, вызывало у ребенка большой интерес. В юности он также изучал столярное дело, потом обнаружил в себе талант краснодеревщика. Однако любовь к рисованию не оставляла его. Ци Байши так и не получил художественного образования, но эпизодически он учился у известных мастеров. Все они убеждали его искать свой стиль и никогда не гнаться за сиюминутной славой. Именно так он и делал.

Между тем, образец для подражания был — это художник Сюй Вэй, который, правда, жил за три века до его рождения. Юноше так нравились работы мастера, что он мечтал попасть в прошлое и готовить для него краски. А вот главным его учителем стала энциклопедия, более известная как «Руководство по живописи горчичного сада». Благодаря той книге Ци Байши научился быть внимательным к окружающему миру. Он говорил впоследствии, что задача настоящего художника — не копировать реальность. Повзрослев, художник захотел узнать больше об окружающем мире, а потому отправился в путешествие.

Оставив дом, Ци Байши поехал в Сиань, где начал преподавать живопись, и его взяли на работу без образования. Там же, в горах Сианя он пробыл несколько лет с монахами-отшельниками, обучился технике «грубой кисти» се-и. Взмах кистью, одна-две капли краски, легкое движение руки — и вот на холсте появляется насекомое или цветок. Потом Ци Байши побывал в Пекине, Шанхае и Лушане, где познакомился не только с художниками, но и с поэтами и музыкантами. В итоге он остановился в Пекине.

В 1928-м году в китайскую столицу приехал знаменитый художник Сюй Бэхун, который стал главой Пекинского университета искусств и начал бороться за прогрессивные взгляды в образовании. Вот только эта борьба длилась ровно два месяца, консерватизм пекинских художников оказался сильнее. Зато мужчина завел дружбу с Сюй Бэхуном и перенял у него много интересных прогрессивных методик. Когда Сюй Бэхун уехал из Пекина, Ци Байши написал стихотворение, посвященное крепкой дружбе и разлуке. Именно в этот период он заинтересовался поэзией и получил признание в определенных кругах.

В 1932-м году Сюй Бэйхун побывал в СССР и организовал выставку молодых художников. Все собранные деньги, полученные от продажи билетов, художник отдал на нужды китайского народа. После Второй мировой войны Ци Байши занялся преподавательской деятельностью. За масштабную работу «Гимн миру» Сюй Бэйхун получил премию Мира. Уже при жизни Ци Байши стал не просто известным художником, а настоящей легендой. Его ценили не только в Китае, но и в Европе. Многие советские художники и искусствоведы тоже интересовались творчеством Ци Байши. Художник творил до последних дней своей жизни, оставив после себя тысячи рисунков в технике гохуа, расписных вееров, картин, а также стихотворений и книг о живописи.

«Мне уже семьдесят девять лет, а все говорят, что рисовать я умею только одних креветок», — писал в зрелые годы художник. Креветки действительно стали визитной карточкой Ци Байши. Он всю жизнь искал правильную манеру изображения, которая бы устраивала его. Рисунок, по его мнению, должен был быть точным, лаконичным и живым. На протяжении долгих лет он фиксировал этапы развития «стиля креветок». Ему было почти девяносто лет, когда удалось найти тот самый вариант. А почему именно креветки? Ци Байши говорил, что это символ его детства. Когда он был маленьким, постоянно наблюдал за их жизнью, глядя в прозрачную воду пруда, который находился недалеко от его дома.