Как керамика из Абрамцево произвела фурор в Париже в начале XX века

1 февраля 2023

В 1900-м году на всемирной выставке в Париже гости с удивленными лицами рассматривали майолику молодого русского мастера Петра Ваулина. Судьи и зрители назвали эти работы «музыкой в пластике и цвете», и они получили самую высокую награду. Сразу после этого Ваулин стал знаменитым на всю Европу, а богатые клиенты выстроились в очередь. О гении из России писали газеты, говорили самые известные мастера. Родились керамические шедевры в мастерских в Абрамцеве под опекой мецената Саввы Мамонтова. Сегодня работы Ваулина можно увидеть не только в музеях, но и на стенах зданий в самых разных уголках страны.

Художник-керамист Петр Ваулин родился в 1870-м году в уральском селе Черемисском в большой крестьянской семье. В восемнадцать лет юноша поступил в Красноуфимскую сельскохозяйственную школу на специальность «Гончарское ремесло». Он так увлекся этим делом, что решил изучить его до мелочей, сделать так, чтобы не копировать что-то чужое, а создавать свое, уникальное. Ваулин побывал на многих заводах, где ознакомился с самыми разными технологиями.

В 1891-м году молодого мастера пригласили руководить мастерской в Костромском. В том же году в имении Саввы Мамонтова в Абрамцеве открылась своя художественная мастерская. У Мамонтова был талант — находить самых лучших мастеров, и именно под его покровительством, дар Ваулина получил дальнейшее развитие. В Абрамцеве молодой мастер получил должность главного технолога, где он занимался исследованиями, разрабатывал уникальные виды глазури и совершенствовал ранее созданные. В Абрамцеве Ваулину удалось восстановить уникальный «рецепт» металлизированной глазури, который утратили в Испании в далеком 13 веке.

В Абрамцеве Ваулин руководил мастерской одиннадцать лет. За это время были созданы такие работы, как майоличная облицовка для гостиницы «Метрополь», панно для здания Ярославского вокзала, керамические шедевры для Третьяковской галереи. Многие архитекторы тех времен говорили, что без абрамцевской майолики невозможно было бы создать уникальный и неповторимый русский модерн.

В 1902-м году Петр переехал в украинский Миргород, где получил должность преподавателя в художественно-промышленной школе имени Николая Гоголя. Там он продолжал проводить эксперименты. Так, благодаря Ваулину появилось новое направление — миргородская керамика, особенность которой заключалась в том, что перед глазурированием на керамическую поверхность наносились тонкие разноцветные слои глины.

В 1907-м году Петр Ваулин переехал в Петербург и спустя год в селе Кикерино с Осипом Гельдвейном, который отвечал за финансовую составляющую, открыл свой завод. Это место мастер выбрал не случайно, там он заинтересовался местным сырьем — синей глиной. У предприятия не было отбоя от заказов, а Ваулин брался за любую работу. В числе клиентов были как российские, так и европейские ценители майолики.

После революции 1917-го года Петр Ваулин продолжал работать и передавать свой опыт молодым мастерам. Большевики национализировали предприятие и переименовали его в «Горн», но Ваулин остался там работать в должности технического директора. Позже его пригласили на Фарфоровый завод имени Михаила Ломоносова, где он работал главным консультантом.

Однако избежать репрессий и ареста в суровые сталинские времена гениальному творцу не удалось. В 1934-м году НКВД вспомнило, что он работал в тандеме с финансистами, и сослало гения в Куйбышев. Там Ваулину разрешили работать в местных научно-исследовательских институтах и продолжать изучать керамическое дело. Последние годы жизни Ваулин провел в Луганске, где преподавал в техникуме. Во время войны он открыл там маленькую мастерскую, чтобы обучать молодых мастеров. Это сыграло в его биографии роковую роль, ведь город был оккупирован немецкими войсками, и сразу после освобождения Луганска Красной армией Ваулина обвинили в пособничестве фашистам. Как изменника родины его арестовали и дали срок двадцать лет лагерей. Скончался мастер в 1944-м году в заключении и только в 1989-м году был реабилитирован.