История развития парфюмерных флаконов

25 июля 2021

Флаконы для хранения духов пользуются большим спросом у коллекционеров. Конечно, ценными считаются экземпляры, наполненные ароматной водой, но, когда речь идет о емкостях, которым несколько тысяч лет, это невозможно.

Самые старые полные флаконы, которые сохранились до наших дней, датируются семнадцатым веком, несложно догадаться, что стоят они огромных денег. Однако историки изучают старинные рецепты, а химики восстанавливают древние парфюмы, благодаря этому мы можем знать, как пахла та или иная эпоха.

Древний мир

Шумерский «Эпос о Гильгамеше» — это одно из древнейших литературных произведений, где можно найти описание сосудов для благовонного масла, которые изготавливались для жертвоприношений богу Лугальбанду. Делались они из рога быка, а украшались лазуритом. Косметика и парфюмерия в условиях жаркого климата Месопотамии имела огромное практическое значение. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней древние записи и археологические находки. Например, в шумерских погребениях четвертого тысячелетия до нашей эры обнаружены каменные и медные сосуды, в которых хранились ароматические масла и бальзамы. Большая часть изготовлена в виде скульптур животных или людей, держащих сам контейнер для косметических средств.

Приблизительно с середины второго тысячелетия в Месопотамии широкое распространение получили стеклянные флаконы. Эти предметы изготовлялись методом накладывания разогретой силикатной массы на глиняную форму. Обычно это была бутылка вытянутой формы с узким горлышком. Археологи называют такие бутылки алабастр. В качестве декора использовались стеклянные нити разных цветов. В древней Греции и Риме чаще изготавливали грушевидные флаконы. До наших дней сохранился флакон в виде Геракла, что свидетельствует о том, что в древнем мире духами пользовались также мужчины. В древнеегипетских захоронениях найдены сосуды в виде обезьянок, рабов или божеств.

Средневековье

В документах арабского ученого Аль-Кинди восьмого века приводится 95 рецептов изготовления благовонных масел, эссенций и розовой воды. Розовая вода — самый распространенный парфюм арабского мира. Эту жидкость использовали для ароматизации воздуха, ухода за телом, ее также добавляли в напитки. Не удивительно, что до наших дней сохранилось множество сосудов для хранения этой воды — от самых скромных до богато украшенных. В основном флаконы были шарообразной формы с коротким и узким горлышком.

В музее Метрополитен хранится стеклянная емкость для розовой воды, которую изготовил арабский мастер в десятом веке. У флакона змеевидные ручки, прикрепленные у основания шейки. Такие флаконы часто украшались изображениями цветов и птиц — главными атрибутами рая. Благоухание розы в представлении арабов в какой-то степени воссоздавало ароматы рая на земле.

Европа в эпоху ренессанса

В Европе пользоваться парфюмерными средствами стали только в шестнадцатом веке. К концу Средневековья европейцы не только привозили парфюмерию с Востока, но и производили свои собственные средства. В частности, впервые появилась туалетная вода с содержанием спирта. Итальянский писатель начала шестнадцатого века Маркантонио Сабеллико, описывая Венецию, указывал на обилие парфюмерных лавок, вот только флаконов той поры сохранилось крайне мало. К примеру, в музее Метрополитен можно увидеть два серебряных сосуда с позолотой английской работы.

Флаконов семнадцатого и восемнадцатого веков намного больше, что свидетельствует о росте производства парфюмерной продукции. Большим разнообразием отличаются и формы флаконов тех времен. Сохранились даже сосуды в виде сценок фривольного содержания. Красивые флаконы красовались на туалетных столиках, но в лавках продавались обычные бутылочки. Люди покупали духи в простой таре, а дома переливали их в красивую посуду. Такое состояние дел сохранялось до середины девятнадцатого века, менялась лишь стилистика оформления флаконов и технологии обработки стекла.

Эпоха брендов

Американская исследовательница истории парфюмерии Кристи Лефковис говорит, что решающим моментом в развитии дизайна можно назвать появление в крупных городах Европы и Америки универсальных магазинов в 1870-х годах. Именно тогда парфюмерные компании начали уделять внимание сосудам, ведь их продукция должна была выделяться среди расположенных рядом изделий конкурентов. К примеру, одна из старейших французских фирм L. T. Piver выпустила серию туалетной воды в нестандартных для того времени флаконах из ярко-синего стекла. В конце девятнадцатого века также пришло понимание того, что флакон формой и декором должен выражать ароматическую концепцию парфюма, который находится внутри. В этом большая заслуга мастера Рене Лалика, который проектировал флаконы для Coty, D’Orsay, L. T. Piver. К примеру, флакон для туалетной воды Misti изготовлен в виде кружащейся в танце девушки в античных одеяниях на лепестках цветка — вот визуальная метафора аромата, которая побуждает видения прошлого.

Постепенно в сферу парфюмерии стали приходить выдающиеся ювелиры, художники и скульпторы: Люсьен Гайяр, Жюльен Виар, Анри Амм и многие другие. К примеру, Люсьен Гайяр, известный как ювелир, сотрудничал с Clamy и Violet. Одна из самых знаменитых его работ — флакон для духов Farnese пирамидальной формы, который украшен фантастическими существами с крыльями. Яркий след оставил Жюльен Виар, который разрабатывал флаконы с 1900-х годов. Однако лучшие работы мастера датируются двадцатыми годами. Виар первым стал делать флаконы строгих форм без декадентско-мистического флера. Его самая знаменитая работа — флакон для Chanel № 5 с строгими прямыми линиями, которые отражают элегантность и простоту. В дальнейшем мастер не раз обращался к похожим формам.

Новое время

С 1930-х годов количество производителей и марок духов начало стремительно расти, одновременно с этим упрощались флаконы. Однако многие бренды все еще привлекали ведущих художников. Например, Сальвадор Дали долгое время работал на Dior. Через флаконы двадцатого века можно также следить за значимыми событиями. В 1946-м году Сальвадор Дали разработал флакон для духов Le Roy Soleil, которые символизировали освобождение Франции от немецкой оккупации. В 1959-м году фирма Lancome выпустила духи Spoutnik, обыгрывая начало космической эры. Говорят, что несколько флакончиков «Спутника» приобрел Никита Хрущев, когда приезжал с официальным визитом во Францию.

В 1970- годах ведущие парфюмерные бренды стали приобретаться крупными холдингами, больше озабоченными оптимизацией производства и увеличением продаж, вследствие чего количество эксклюзивных флаконов стало сокращаться. Известные ювелиры до сих пор привлекаются к разработке флаконов, но только для эксклюзивных и лимитированных серий. Например, компания Clive Christian для туалетной воды № 1, произвела партию хрустальных флаконов, украшенных бриллиантами и золотом. Дизайнер одежды Ральф Лорен выпустил лимитированную серию духов Love, упакованных в хрустальный флакон в форме сердца, где горлышко украшено ободком из золота, а крышка — 47-каратным аметистом.