История появления филимоновских игрушек

5 марта 2021

Гончарное дело в деревушке Филимоново было развито с шестнадцатого столетия. Земли в тех краях не могли похвастаться богатством и урожайностью. По этой причине люди нашли выгоду в продажах глиняных горшочков и мисок. Из остатков сырья мастера изготавливали маленькие свистульки. С тех пор и появились филимоновские игрушки.

Как организовался филимоновский промысел?

Если верить преданию, то деревушка получила своё название в честь горшечника Филимона, который был первым, кто нашёл на этих землях залежи мягкой глины. После чего жители и стали лепить различные предметы. На протяжении нескольких сотен лет гончарное дело процветало в этих местах. Мастерами создавались кирпичи, печные трубы и глиняная посуда. Для свистулек выделялись остатки от утвари. Из маленьких кусочков нельзя было сделать крупные предметы, однако для свистулек они хорошо подходили. Первое время все сделанные из остатков фигурки отдавались малышам, после чего люди решили попробовать их продавать на ярмарках.

По традиции лепкой игрушек занимались девушки. Данному ремеслу их обучали с семи лет. Навык передавался от поколения к поколению. Бабушками передавался опыт обжига и росписи. Вырученные деньги с продаж свистулек принято было откладывать как приданое для будущей невесты.

Уже ближе к середине XIX столетия популярность филимоновских игрушек распространилась и на остальные регионы. Вот только после революции промыслу суждено было угаснуть. В деревне насчитывалось не так много девушек, продолживших данное ремесло. В 1960-х годах лепке научились некоторые искусствоведы и собиратели. После чего обучаться решили и юные художники, а к 1980-м годам искусство филимоновской игрушки вновь смогло полноценно занять свою нишу.

Виды глиняных игрушек

Все филимоновские игрушки делались в виде свистулек. Обычно, умельцы пытались изображать людей и животных. Бывали и композиции, в которых участвовало сразу несколько образов. Популярными были фигурки влюблённых пар. Чтобы изготовить игрушку, формы подбирались без наворотов и мелких элементов. Как мужские, так и женские фигурки имели узкие, короткие туловища, тонкие талии с переходом в штаны или юбку объёмных размеров. Голова походила на конус и практически не имела отличий по ширине с шеей. Украшением служил головной убор, как правило, платок, шляпка и т.п. Что касается игрушек в виде животных, то мастера могли изображать много национальных видов. Отличались они лишь рогами или ушами, так как прочие пропорции были схожи.