История маскарадного костюма

16 января 2022

Многие из нас помнят и хранят фотографии своего детства, когда в садике все девочки были в самодельных балетных пачках, а мальчики беленькими зайчиками, в другие годы лисичками, медвежатами и другими зверушками. Ради этого наши мамы не спали ночами. Давайте вспомним с чего все начиналось.

Эволюция карнавала

Первым, кто устроил праздник с переодеванием на Руси был Петр I, и произошло это в Петербурге 1721 года в ознаменование окончания Северной войны. Сам император написал регламент маскарада и даже сценарий праздника вначале придумывал лично. Участниками были исключительно приближенные, остальным разрешалось лицезреть красочное и веселое шествие. Карнавал длился около недели, причем снимать костюмы, например, греческих богов, было не допустимо, участникам приходилось играть соответствующую роль до конца.

С годами карнавалы становились все масштабнее, в следующем году участвовали 60 конных повозок и саней, которые были оформлены под стиль божества, парусники, галеры и турецкие суда. Участников нарядили в Бахуса, Нептуна, матросов, купцов, турков. Для сопровождающих дам были предусмотрены облегченные маски, закрывающие только верх лица.

Елизавета Петровна внесла новую идею для маскарадов: женщины надевали мужские костюмы, а мужчины — женские. Поэтому их стали называть «превращениями», а на западный манер — метаморфозами.

Екатерина II перенесла празднования на Новый год. Стиль костюмов заимствовали от персонажей комедий: Арлекин, Пьеро, Коломбина и другие. А императрица использовала достаточно простую модель из двух частей: сплошного узкого нижнего платья с длинным рукавом и верхнего открытого спереди платья без рукавов, которое называют распашным. Этот фасон, заимствованный из древнерусского стиля, в результате вошёл в моду для торжественных приемов и выходов в свет.

В XIX веке продолжительность праздников стала длиннее: начинаясь с последних чисел декабря и длились до Масленицы. Наряды шили у известных модельеров, привлекали популярных художников. У каждого праздника была своя тема, в том числе: Древняя Греция, Поднебесная, Египет, народный русский стиль, готика, барокко и многие другие.

На готический бал мужчины выбирали доспехи рыцарей, а женщины платья королев или монахинь. Если темой был Китай, император наряжался мандарином, императрица — инспекторской вееров, остальные члены семьи — в других китайских министров и чиновников, даже использовали образы далай-ламы и знаменитых философов. Для полной достоверности одежду заказывали в китайских театрах.

Весьма интересным был один из костюмов. Когда появилось керосиновое освещение (1863 год), на балу в Петербурге был использован весьма интересный образ «газовой королевы»: в причёске прятали газовый резервуар, вокруг головы прокладывали трубочку, к которой крепили небольшие горелки, сверху покрытые небольшими разноцветными шариками, закреплёнными на золотой диадеме. Так как горелки были совсем маленькими, запаса газа хватало на весь бал.

В XIX веке к участию в карнавалах стали привлекать детей. Излюбленными темами были сказочные существа: принцы и принцессы, феи, цыганки, пираты и другие.

Возвращение праздника

После революции карнавалы в России на некоторое время прекратились. Возвращение традиций началось с 1935 года. Первая ёлка для детей пролетариата в Доме Союзов была установлена в 1937 году. Но только 1 января 1947 года был объявлен всесоюзным праздником и официальным выходным днём.

Карнавалы в СССР стали исключительно детским праздником. Костюмы для утренников в детских садах и школах шили родители. Использовались все доступные материалы: вата, марля, гардины, шторы, поролон, битые ёлочные игрушки, мишура с ёлки и тому подобное. Для жёсткости применяли проволоку, у кого были меховые хвостики лисичек и зайчиков, делали костюмы зверушек. Источником вдохновения были кино и исторические события: полет в космос — космонавты, фильмы «Цирк» и «Полосатый рейс» — все клоуны и дрессировщики и т.д.

Сейчас костюмы перестали быть дефицитом и к новому году можно найти любой образ в хорошем заводском или авторском исполнении. Такие костюмы легко хранить и за ними несложно ухаживать, но в чем-то они все равно проигрывают тем простеньким самодельным костюмам нашего детства, которые иногда можно найти в антикварных магазинах.