Индийское кино и советские граждане: почему фильмы и танцы были настолько популярны
Индийские кинокартины советские граждане смотрели с особым интересом. Кинозалы наполнялись...
| Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Индийские кинокартины советские граждане смотрели с особым интересом. Кинозалы наполнялись...
От магии мгновения к индустрии моментальной фотографии История фотографии — это история...
Она начинала как печальная снежная дева из народных преданий, прошла через великую литературу и...
Индийские кинокартины советские граждане смотрели с особым интересом. Кинозалы наполнялись желающими увидеть очередную новинку или вновь насладиться уже полюбившимся сюжетом. Фильмы со множеством песен и танцев особенно ценились зрителями.

За послевоенный период в СССР было показано более 200 индийских кинолент — внушительный показатель для зарубежного кино, ведь такого уровня популярности не достигли даже ленты стран, дружественных Москве. Многим советским людям запомнились не только мелодраматические сюжеты, но и яркие киноплакаты, украшавшие фасады кинотеатров. Чем же так привлекало зрителей индийское кино?
Индийские фильмы, известные каждому
Кинопроизводство в Индии началось очень рано — уже в 1913 году вышел первый полнометражный немой фильм «Раджа Харишчандра». Переход к звуковому кино состоялся в 1931 году с выходом картины «Алам Ара», а цветное изображение появилось уже в 1937-м в фильме «Кисан Кания». Однако в СССР индийские фильмы начали показывать лишь после 1947 года — времени провозглашения независимости Индии. К этому моменту индустрия Болливуда выпускала сотни лент ежегодно.
Настоящее знакомство советской публики с индийским кино началось с фильма «Бродяга» (1951) режиссёра и актёра Раджа Капура, который вышел в советский прокат в 1954 году и стал сенсацией. До него демонстрировались социальные драмы, например, «Дети земли» (1948) и «Обездоленные», обращавшиеся к теме нищеты и неравенства. Однако именно «Бродяга» задал новый тон: несмотря на бедственность героя, фильм был пронизан жизнерадостностью и романтическим оптимизмом. Эти мотивы прослеживались и в последующих лентах Капура, таких как «Господин 420» (1955), ставших знаковыми для индийского кинематографа.
Зрителей пленила именно эта эмоциональная искренность. Песни из фильмов напевали на улице, порой заменяя слова на русские. Музыка стала неотъемлемой частью индийского кино, а Радж Капур – кумиром миллионов. Однако любовь советской публики распространялась и на других актёров — героев популярных фильмов 1970–1980-х годов, таких как «Месть и закон» (1975) и «Танцор диско» (1982).
Восприятие фильмов того периода
Советские зрители воспринимали Индию как страну, стоящую на пороге преобразований. Сознавая, что индийское общество живёт в условиях социального и гендерного неравенства, зрители воспринимали героев как близких по духу, нуждающихся в поддержке «старших братьев» из страны социализма. В 1950–1960-е годы большинство индийских фильмов строилось вокруг конфликтов между бедными и богатыми, поиском справедливости, борьбой с несправедливостью и угнетением. Прямота подачи и эмоциональная насыщенность делали эти картины понятными и трогательными даже без знания культурного контекста.
Неудивительно, что киноленты вызывали бурные эмоции — зрители плакали и смеялись вместе с героями. В отличие от сдержанной стилистики советского социалистического реализма, индийское кино казалось настоящим пиршеством чувств и красок. Даже драмы воспринимались как яркие и жизнеутверждающие. Характерный пример — фильм «Смотри, видна дорога» (1960), рассказывающий о борьбе рабочих за права, — пример социальной тематики, тесно переплетённой с мелодрамой.
Основные темы включали:
материнскую самоотверженность («Мать Индия», 1957);
судьбы сирот и беспризорников («Мунна», 1954; «Цветок в пыли», 1953);
любовные истории и различие социального положения («Любовь в Симле», 1960; «Цветок и камень», 1966);
судьбы разлучённых родственников («Рам и Шиам», 1967; «Зита и Гита», 1972).
Комбинации популярных сюжетов — например, история двух братьев, выросших в разных условиях, — стали устойчивым мотивом. Богатые персонажи обычно изображались отрицательными, что соответствовало советскому восприятию буржуазии. Это во многом объясняет естественность, с которой публика принимала индийскую социальную драму.
Киномасала из Индии
К 1970-м годам Болливуд выработал новый формат, получивший название масала — жанровая смесь, объединяющая мелодраму, музыкальный фильм и боевик. Подобно популярному пряному напитку, эти картины сочетали всё сразу: любовь, приключения, танцы, драки и юмор. Среди самых известных фильмов подобного рода — «Танцор диско» (1982), «Танцуй, танцуй» (1987), «Вечная сказка любви» (1981), а также боевики в стиле «карри-вестерн» — «Месть и закон» (1975), «Самрат» (1982) и другие.
Подобные ленты полностью отвечали вкусам советских зрителей, сочетая зрелищность, моральный посыл и экзотический колорит. Несмотря на то, что в СССР демонстрировалась лишь малая часть индийского кинопотока (около 1% от ежегодного производства), эти фильмы оставили неизгладимый след в массовой культуре. Сегодня они живут в памяти коллекционеров и киноклубов, где сохраняются редкие афиши и кадры тех времён.