Лакировщики действительности
Одной из жемчужин русского декоративно-прикладного искусства является Палех, сейчас незаслуженно...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Одной из жемчужин русского декоративно-прикладного искусства является Палех, сейчас незаслуженно...
Каждый из нас пользуется косметикой, а многие и парфюмерией. Некоторые коробочки сейчас...
Одной из ярких особенностей христианства является колокольный звон или благовест. Некоторые...
Нет такого человека, который бы не видел шедевр русского авангарда «Купание красного коня». Именно он, сын бедного сапожника Кузьма Петров-Водкин, написавший это полотно, соединил в своем творчестве традиции классического искусства и свой собственный язык живописи, близкий национальному русскому духу.
Родился будущий художник в маленьком городке Хлынск на берегу Волги 5 ноября 1878-го года в бедной крестьянской семье. Наверняка есть люди, которые думают, что необычная фамилия Петров-Водкин псевдоним, но это не так. Его дедушка Петров был сапожником, настоящим и сильно пьющим. Петров выпивал так много, что люди прозвали его Водкиным. Впоследствии эта фамилия стала двойной.
Детство и юность Кузьмы прошли в суровых условиях бедноты и даже голода. Однако благодаря таланту, уже подростком он смог преодолеть все трудности — будущему мастеру давали подработки. Решимость стать художником привела четырнадцатилетнего юношу в художественные классы в Самаре, там талант парня заметили и отправили его учиться в Московское училище живописи. Учился Кузьма под руководством Валентина Серова. А вот родители хотели, чтобы сын стал железнодорожником, но вступительные экзамены юноша провалил, возможно, нарочно.
История о том, как Кузьма решил стал художником, интереснее даже происхождения его фамилии. Однажды в теплый летний день мальчик пошел купаться в Волгу. Доплыв чуть ли не до середины реки, он начал тонуть. С берега тонущего ребенка заметил один мужчина, который сел в лодку и спас Кузьму. Прошло несколько дней, и спаситель сам на той же лодке попал в шторм и утонул. Тогда будущей художник нашел кусок доски, нарисовал на ней лодку, реку и небо, а внизу подписал: «Вечная память моему спасителю».
Петров-Водкин создал свой уникальный стиль довольно поздно, когда у него появилась идея написать трехцветную картину — с красным, желтым и синим цветом, без полутонов. В начале 1900-х годов художник часто бывал в Европе и в странах Северной Африки. В это время его аллегорические композиции были наполнены европейским символизмом, а оригинальность подавлялась эстетикой модерна тех времен. Первой знаковой работой стала «Мечта» 1910-го года. Она вызвала споры и горячие дискуссии среди русских художников-современников. Защитником «Мечты» стал Александр Бенуа, а Илье Репину картина не понравилась больше всех. Так, Петрова-Водкина обсуждали одни из самых знаменитых российских художников того времени, и это сделало его знаменитым.
Петров-Водкин создал свой уникальный стиль, который гармонично пропитывался светом. Его вдохновляли старинные русские фрески, работы художника имеют с ними много общего. Яркие, логично завершенные и сбалансированные картины все чаще обсуждались современниками. В 1912-м году на выставке «Мир искусства» все увидели «Купание красного коня», и картина в тот же день стала знаменитой. Одни современники назвали полотно «гимном Аполлону», а вот другие увидели в нем предвестника катаклизмов и изменений в мире. Вторые оказались правы: совсем скоро вспыхнула Первая мировая война, потом революция, потом снова война, но уже Гражданская. Красный цвет, который доминирует в картине, стал главным в стране.
Многие ассоциировали «Купание красного коня» с революцией, но художник старался избегать обсуждения этой темы. Современники Петрова-Водкина описывали работу как тревожную, сильную и таинственную. Кажется, все очень просто: подросток и конь, однако доминирующие ярко-красные цвета на заднем плане и символический конь сделали работу иконой русского авангарда. Художник был аполитичным человеком, он никогда не состоял в партиях, если вдруг кто-то говорил с ним о политической ситуации, он отвечал: «я не вмешиваюсь в этот адский беспорядок».
И, тем не менее, живописец поверил в гуманизм и силу человеческого духа, а также в то, что добро обязательно победит зло. Кузьма Петров-Водкин приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года в своем полотне «1918 год в Петрограде», которое также называют «Петроградская Мадонна». События тех времен в картине Петрова-Водкина описываются бескровными и гуманными. Идеализировав те непростые и кровавые дни, художник через картину поддержал революцию и большевиков.
Гуманность живописца также можно увидеть и в его портретах Анны Ахматовой и Владимира Ленина. Одним из уникальных аспектов творчества Петрова-Водкина было использование сферической перспективы, которая присутствует и в этих двух портретах. В технике, которую также называют «Рыбий глаз» он был непревзойденным мастером.
Работы художника бесценны, так как не продаются. И все же в 1928-м году Петров-Водкин написал полотно, которое в 2019-м году ушло с молотка в Лондоне за двенадцать миллионов фунтов стерлингов. Это картина «Натюрморт с сиренью», которая исчезла в начале 1930-х годов. Позже стало известно, что ее обменяли на «Портрет Джованни Шейвиллера» итальянского художника Ахилла Фунни. Сделал это искусствовед Борис Терновец. Есть в «Натюрморте с сиренью» еще кое-что необычное и даже таинственное: под картиной скрыта другая работа. Инфракрасные снимки показали, что на этом же холсте в начале художник хотел изобразить Мадонну с младенцем.
Во второй половине 1920-х годов Кузьма Петров-Водкин тяжело заболел туберкулезом. Несмотря на то, что врачи запретили ему работать с красками, он продолжал творить. В итоге масляные краски крайне негативно повлияли на его легкие, и мастеру пришлось отказаться от любимого занятия. В последние годы жизни он открыл в себе еще и литературный талант. Петров-Водкин написал три автобиографических книги: «Хвалынск», «Пространство Евклида» и «Самаркандия». Великий художник скончался от туберкулеза 15 февраля 1939-го года в Ленинграде в собственной квартире. За творческую деятельность и знаменитые работы Петрова-Водкина удостоили звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.