Ню во всех проявлениях: чувственная и утонченная эпоха
Жанр «ню» представляет собой художественное направление, в котором главным является эстетическое...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Жанр «ню» представляет собой художественное направление, в котором главным является эстетическое...
Наши современники зачастую испытывают страх, если в названии продукции упоминается элемент с...
На современном строительном рынке представлен широкий ассортимент различных аксессуаров для...
Мастера гжели всегда были истинным достоянием этого художественного промысла. Они трудились на благо ремесла, создавая изделия как в условиях крупных производств, так и в небольших мастерских. Именно художники и мастера являлись главными носителями традиций, передававшихся из поколения в поколение, что обеспечило сохранение уникального творческого наследия гжели.
Гжельские изделия отражают особенности русской культуры, поражая своим совершенством и узнаваемым стилем. Среди авторов, чьё творчество заслуживает особого внимания, — Тамара Николаевна Сапожникова. Она, как и другие мастера, внесла значительный вклад в развитие промысла, создав множество интересных произведений. Ассортимент гжельской посуды был весьма широк: выпускали разнообразную утварь и фигурки, украшенные подглазурной росписью, для которой традиционно использовался кобальт. Даже сегодня, когда многие этапы производства уже автоматизированы, ручной труд не теряет своей актуальности, а авторская роспись обеспечивает каждой вещи неповторимость. Тамара Николаевна органично вписалась в традиции гжели, добавив в свои работы индивидуальные черты; её руками были созданы многочисленные скульптуры, отличающиеся характерным гжельским стилем.
Тамара Николаевна Сапожникова: биография гжельского мастера
Биографических сведений о Тамаре Николаевне Сапожниковой сохранилось немного. Известно, что она родилась 19 декабря 1919 года. После окончания школы поступила в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), который был основан в 1930-е годы с целью подготовки специалистов в области декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности. Здесь преподавали различные направления: работу с металлом, керамикой, стеклом, а также декоративную скульптуру.
Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Самарканд, а затем вновь продолжил работу в Москве. С 1945 года МИПИДИ активно готовил художников для промышленных предприятий, в том числе — для производства изделий народного искусства. Работы студентов неоднократно экспонировались на выставках.
Окончив обучение в 1956 году, Сапожникова посвятила себя скульптуре, работая с гжельской керамикой. Она была принята в Союз художников СССР. С 1958 года работала в артели «Художественная керамика», располагавшейся в деревне Турыгино — одном из исторических центров гжельского промысла.
Тамара Николаевна сотрудничала также и с Рижским фарфоровым заводом, где проводила мастер-классы и слепила известную скульптуру «Узбечка с ягнёнком» (1958 г.). Её работы всегда пользовались успехом; некоторые из них хранятся в музеях и частных коллекциях. Примером высокого мастерства служит фигура из фарфора «Девочка с венком», выполненная и вручную расписанная на Турыгинском заводе в 1950–1960-х годах. Работа относится к серии скульптур «Счастливое детство».
На Рижском фарфоровом заводе Сапожниковой также было создано немало оригинальных композиций. Их художественный уровень наглядно подтверждают отзывы специалистов и бережное хранение в фондах музеев: среди них — Валуйский историко-художественный музей и Чувашский государственный художественный музей. Многие работы мастера бережно сохраняются частными коллекционерами.
Особенности творческого пути Сапожниковой
В качестве дипломной работы при окончании МИПИДИ в 1956 году Сапожникова представила проект навершия колонны для парковых или архитектурных сооружений — скульптуру «Женщина-электромонтёр». Эту композицию высоко оценили коллеги, в том числе из Китая, после чего экземпляр был передан в КНР благодаря сотрудничеству обществ дружбы СССР и Китая.
Дальнейшая работа была связана с предприятием в Турыгино, где Сапожникова делила рабочее место с Л. П. Азаровой. Жила Тамара Николаевна в Москве, регулярно ездя в Гжель, что делало работу изматывающей и в какой-то момент стало причиной ухода с предприятия. Однако даже за сравнительно короткое время она создала ряд заметных фигур: «Девочка с букетом», «Емеля со щукой», «Девочка, поливающая цветы», «Девочка, плетущая венок». Позже Сапожникова работала в Сочи, выполняя скульптурные заказы для украшения парков, а также участвовала в создании барельефов. В 1962 году она стала членом Союза художников СССР.
Вклад Тамары Сапожниковой в искусство Гжели
В XX веке гжельский промысел прошёл через тяжелые испытания: после Гражданской войны многие предприятия были закрыты, а восстановление началось в 1929–1930-х годах с появления артели «Вперёд, керамика», затем — объединения «Художественная керамика». Большой вклад в возрождение и развитие направления внесли Н. И. Бессарабова, А. Б. Салтыкова и другие мастера. Одни специализировались на лепке, другие — на росписи и разработке новых авторских мотивов.
Гжельские изделия отличаются уникальным стилем, превращая чаепитие или семейный приём за столом в эстетическое событие. Фигурки и посуда служат не только практическим целям, но и украшают интерьер, создавая особую атмосферу. В наши дни гжельские произведения всё чаще становятся музейными экспонатами и предметами коллекционирования.
Работы Тамары Николаевны Сапожниковой отличаются особой изящностью и утонченностью. Персонажи её скульптур имеют симпатичные, выразительные лица, хорошо проработанные детали, тонко написанные черты. В разнообразии нарядов, букетов и росписи легко угадывается высокий художественный стиль мастера. Несмотря на узнаваемую стилистику, каждая работа отлична по характеру, декоративным элементам и оставляет неизменно яркое впечатление.
Работы в нашем магазине: