Гжель, застывшая в фарфоре: неповторимый мир Тамары Сапожниковой

14 июля 2025

Мастера гжели всегда были истинным достоянием этого художественного промысла. Они трудились на благо ремесла, создавая изделия как в условиях крупных производств, так и в небольших мастерских. Именно художники и мастера являлись главными носителями традиций, передававшихся из поколения в поколение, что обеспечило сохранение уникального творческого наследия гжели.

Гжельские изделия отражают особенности русской культуры, поражая своим совершенством и узнаваемым стилем. Среди авторов, чьё творчество заслуживает особого внимания, — Тамара Николаевна Сапожникова. Она, как и другие мастера, внесла значительный вклад в развитие промысла, создав множество интересных произведений. Ассортимент гжельской посуды был весьма широк: выпускали разнообразную утварь и фигурки, украшенные подглазурной росписью, для которой традиционно использовался кобальт. Даже сегодня, когда многие этапы производства уже автоматизированы, ручной труд не теряет своей актуальности, а авторская роспись обеспечивает каждой вещи неповторимость. Тамара Николаевна органично вписалась в традиции гжели, добавив в свои работы индивидуальные черты; её руками были созданы многочисленные скульптуры, отличающиеся характерным гжельским стилем.

Тамара Николаевна Сапожникова: биография гжельского мастера

Биографических сведений о Тамаре Николаевне Сапожниковой сохранилось немного. Известно, что она родилась 19 декабря 1919 года. После окончания школы поступила в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), который был основан в 1930-е годы с целью подготовки специалистов в области декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности. Здесь преподавали различные направления: работу с металлом, керамикой, стеклом, а также декоративную скульптуру.

Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Самарканд, а затем вновь продолжил работу в Москве. С 1945 года МИПИДИ активно готовил художников для промышленных предприятий, в том числе — для производства изделий народного искусства. Работы студентов неоднократно экспонировались на выставках.

Окончив обучение в 1956 году, Сапожникова посвятила себя скульптуре, работая с гжельской керамикой. Она была принята в Союз художников СССР. С 1958 года работала в артели «Художественная керамика», располагавшейся в деревне Турыгино — одном из исторических центров гжельского промысла.

Тамара Николаевна сотрудничала также и с Рижским фарфоровым заводом, где проводила мастер-классы и слепила известную скульптуру «Узбечка с ягнёнком» (1958 г.). Её работы всегда пользовались успехом; некоторые из них хранятся в музеях и частных коллекциях. Примером высокого мастерства служит фигура из фарфора «Девочка с венком», выполненная и вручную расписанная на Турыгинском заводе в 1950–1960-х годах. Работа относится к серии скульптур «Счастливое детство».

На Рижском фарфоровом заводе Сапожниковой также было создано немало оригинальных композиций. Их художественный уровень наглядно подтверждают отзывы специалистов и бережное хранение в фондах музеев: среди них — Валуйский историко-художественный музей и Чувашский государственный художественный музей. Многие работы мастера бережно сохраняются частными коллекционерами.

Особенности творческого пути Сапожниковой

В качестве дипломной работы при окончании МИПИДИ в 1956 году Сапожникова представила проект навершия колонны для парковых или архитектурных сооружений — скульптуру «Женщина-электромонтёр». Эту композицию высоко оценили коллеги, в том числе из Китая, после чего экземпляр был передан в КНР благодаря сотрудничеству обществ дружбы СССР и Китая.

Дальнейшая работа была связана с предприятием в Турыгино, где Сапожникова делила рабочее место с Л. П. Азаровой. Жила Тамара Николаевна в Москве, регулярно ездя в Гжель, что делало работу изматывающей и в какой-то момент стало причиной ухода с предприятия. Однако даже за сравнительно короткое время она создала ряд заметных фигур: «Девочка с букетом», «Емеля со щукой», «Девочка, поливающая цветы», «Девочка, плетущая венок». Позже Сапожникова работала в Сочи, выполняя скульптурные заказы для украшения парков, а также участвовала в создании барельефов. В 1962 году она стала членом Союза художников СССР.

Вклад Тамары Сапожниковой в искусство Гжели

В XX веке гжельский промысел прошёл через тяжелые испытания: после Гражданской войны многие предприятия были закрыты, а восстановление началось в 1929–1930-х годах с появления артели «Вперёд, керамика», затем — объединения «Художественная керамика». Большой вклад в возрождение и развитие направления внесли Н. И. Бессарабова, А. Б. Салтыкова и другие мастера. Одни специализировались на лепке, другие — на росписи и разработке новых авторских мотивов.

Гжельские изделия отличаются уникальным стилем, превращая чаепитие или семейный приём за столом в эстетическое событие. Фигурки и посуда служат не только практическим целям, но и украшают интерьер, создавая особую атмосферу. В наши дни гжельские произведения всё чаще становятся музейными экспонатами и предметами коллекционирования.

Работы Тамары Николаевны Сапожниковой отличаются особой изящностью и утонченностью. Персонажи её скульптур имеют симпатичные, выразительные лица, хорошо проработанные детали, тонко написанные черты. В разнообразии нарядов, букетов и росписи легко угадывается высокий художественный стиль мастера. Несмотря на узнаваемую стилистику, каждая работа отлична по характеру, декоративным элементам и оставляет неизменно яркое впечатление.

Работы в нашем магазине: