Гохуа: уникальные традиции и особый стиль старинной живописи Китая

6 сентября 2025

Национальная живопись в Китае существует с древнейших времен, уходящих в эпоху династии Хань и даже ранее. При беглом взгляде на изображения становится очевидно, что она существенно отличается от европейских художественных традиций. Художники древности передавали свои знания и традиции следующим поколениям, благодаря чему уникальный стиль сохраняется и по сей день.

Термин «гохуа» (국화) можно дословно перевести как «национальная живопись». Это явление является уникальным для восточного изобразительного искусства и имеет многовековую историю. Значительные отличия между европейской и китайской живописью во многом связаны с изолированностью исторического развития Китая и его самобытными традициями. 

Истоки древней китайской живописи

Ученые считают, что классическая китайская живопись сформировалась благодаря четырем мастерам, жившим в период с IV по VIII века нашей эры: Лу Танвэю, Гу Кайчжи, У Даоцзы и Чжан Сэнъяо. Однако существует и мнение, что традиции живописи появились значительно раньше. Термин «гохуа» стал широко употребляться лишь к концу XIX века и отражает возрожденные художественные традиции, которые предположительно возникли ещё в III–II веках до н.э.

Отличительные черты китайской живописи

Работы китайских художников лишены классической линейной перспективы и источника света. Главная цель — передать восприятие сюжета, эмоциональное состояние, мысли, дух и суть происходящего, чтобы зритель не просто рассмотрел изображение, а почувствовал событие. Сильная связь с каллиграфией заметна в манере исполнения.

Традиционные материалы и инструменты отличаются от европейских: краски на водной основе, кисти из бамбука и шерсти животных, а основа — бумага, шелк или хлопчатобумажная ткань. В китайской культуре главными творческими инструментами считаются «Четыре сокровища» — тушечница, кисть, рисовая бумага и тушь. Изготовление рисовой бумаги и сейчас происходит вручную по традиционной технологии, которой более двух тысяч лет. По такой же технологии создают кисти и тушь, используя исключительно натуральные материалы.

Особенности стилей и философия гохуа

Живопись гохуа разнообразна: монохромные работы выполнены тушью, что считается высшей формой искусства, доступной в основном монахам, даосам и людям образованным. Вместе с тем существовало много цветных изображений, в которых цвет играл символическую роль. Основой философии стиля служит учение даосизма, сформировавшееся на соединении инь и ян — женского и мужского начал, чьё равновесие рождает гармонию. Художники стремились отразить движение жизненной энергии (ци), соединяя эти полярности. Работы создавались в состоянии умиротворения, ведь негативные эмоции могли повлиять на восприятие зрителей.

Черно-белая гохуа часто использовалась как медитативное упражнение для расслабления и концентрации. Такие произведения украшали храмы и усыпальницы, использовались в ритуалах, однако со временем живопись стала светским искусством. В средневековье появились императорские академии живописи, а заказчиками выступали монархи и их окружение, что привело к формированию различных стилей.

Тщательно детализированные картины назывались «гунби» («тщательная кисть»), но развивался и свободный стиль «сеи» («живопись идеи»), популярный среди поэтов и философов, стремившихся к новаторству и самовыражению.

Значение и ценности гохуа

Гохуа— это не только создание красивых изображений, но и методика, способствующая концентрации на настоящем, достижению внутренней гармонии и медитативному сосредоточению. Искусство объединяет работу тела, разума и сознания для постижения красоты мира. Для успешной работы необходимо отрешиться от внешних раздражителей и сосредоточиться на процессе, ощущая «здесь и сейчас». Это помогает успокоить мысли и наладить внутреннее равновесие, которое художник стремится перенести в изображение и в жизнь.

Процесс рисования строится на упорстве, уравновешенности и умиротворении. Даже размешивание туши в традиционной тушечнице рассматривается как медитация, дающая возможность обдумать композицию и настроиться на творческий поток. Работа требует слаженности тела и сознания, что сопоставимо с пассивной практикой цигун. Тело расслабляется, ум сосредоточен, а дыхание помогает поддерживать гармоничное течение энергии. Благодаря гохуа художник может найти и выразить совершенство и красоту окружающего мира. Важным принципом китайской живописи является пословица: «Следуй за кистью. Пиши, как пишется».