Экспозиция Альбрехта Дюрера

17 декабря 2021

В Эрмитаже началась выставка в честь 550 годовщины рождения одного из величайших художников эпохи Ренессанса, которая продлится до конца марта следующего года. Представлены живописные работы, зарисовки к росписи алтаря и витражей для церкви, гравюры и ксилографии.

Интересные факты о художнике

Будущий известный всему миру живописец и гравер родился в семье ювелира, и уже в 13 лет сделал свой автопортрет серебряной иглой. Дюрер много путешествовал, создавая свое собственное направление в ксилографии — подробнейшие гравюры на дереве, также в его работах было множество портретов и религиозных образов. А около 1512 года он стал придворным художником императора Священной Римской империи Максимилиана I и по его заказу исполнил одну из самых огромных ксилографий «Триумфальную арку», площадь которой 10 квадратных метов. На ней изображены все военные подвиги императора.

В 1520 году португальцы привезли носорога в подарок для своего короля, по эскизу немецкого купца была создана ксилография, которая стала единственным изображением носорога в Европе на несколько веков. Это произведение вдохновило даже Сальвадора Дали.

Понимая важность сохранения авторства, Дюрер придумал оригинальную подпись-монограмму. Некоторые художники решились на подделку, спровоцировав первое в истории судебное разбирательство о нарушении авторских прав.

Во время поездки в Нидерланды художник заразился, предположительно малярией, приступы лихорадки мучили его 7 последних лет, и он скончался достаточно молодым по современным меркам — в 56 лет. На смертном одре была отрезана прядь волос, которая в настоящее время хранится в Венской художественной академии.

Таинственная Меланхолия

Это одно из самых загадочных произведений мастера, последняя из своеобразной трилогии гравюр: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Название, скорее всего, связано с мнением известного в те времена священника, ученого и философа М. Фичино, что меланхолики наиболее расположены к раздумьям и ученым изысканиям, а сам художник считал искусство практически точной наукой — математические принципы и формулы, пропорции и гармония плюс знания и высокий уровень мастерства.

Гравюра вырезана на меди в период мировоззренческих изысканий и максимального расцвета мастерства художника. Сложные, неоднозначные знаки и иносказательные образы, наполняющие картину, вызвали в дальнейшем множество толкований. Для их разгадки были использованы исторические источники, но в любом случае все это только предположения и каждый может сам составить свое мнение.

Печальная фигура с крыльями одними считалась духовным автопортретом и воплощением творческого гения, другими богиней астрономии Уранией. Ключи на поясе, печатный том книги и циркуль на коленях, кошелек в ногах, рассыпанный инструмент… Некоторые увидели в этом строку из Ветхого Завета: «И сердце моё видело много мудрости и знания. И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания — умножает скорбь» (Екк. 1:16-18).

Размещенные на заднем плане весы, колокол и песочные часы являются обозначениями баланса, опасений и убегающих дней. Подобных символов в гравюре очень много. Интересен Магический квадрат 4х4, составленный из чисел ряда Фибоначчи: любые линии в итоге дают 34. Внизу в центре дата произведения — 1514.