Древние зубные эскулапы: как и чем работали «стоматологи» в прошлом
В современном мире стоматология является одной из наиболее популярных сфер деятельности, и...
Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В современном мире стоматология является одной из наиболее популярных сфер деятельности, и...
Вазы появились много тысячелетий назад. Изначально схожее назначение и форму имели сосуды...
Одним из популярных в наше время направлений стало обучение ментальной арифметике. Многие...
Дулевский фарфор возник благодаря Терентию Яковлевичу Кузнецову — выходцу из Гжели, сыну основателя династии Якова Кузнецова. В 1832 году он создал обособленное производство на пустоши Дулёво (ныне город Ликино-Дулёво Московской области). За два десятилетия предприятие заняло ведущие позиции в Российской империи.
Начало и расцвет предприятия
Как бы ни была прекрасна продукция в определённом стиле, требования рынка диктуют обновление. К 1830-м годам спрос на гжельский фарфор начал снижаться, что побудило Кузнецова внедрить инновации. Сочетая новые технологии с народными традициями, завод сохранил белизну и простоту образов, но добавил яркую палитру, акцентированную позолотой, что сделало изделия праздничными.
Роспись стала живой и трогательной. Появился фирменный рисунок «агашка» — ручной способ нанесения крупными мазками кисти или пальцем. Основной мотив — роза с округлыми лепестками без детальной прорисовки середины, выполненная в красных или розово-пунцовых тонах.
Ориентация на разные сегменты (дорогой и массовый) позволила использовать механический деколь (переводные картинки) для удешевления серий. Оборудование заказывали во Франции. В империи Кузнецовых дулёвский фарфор занял уникальное место, привлекая к работе художников-мастеров. Продукция начала экспортироваться.
Советский период
После прихода к власти большевиков национализация 1918 года положила конец семейному управлению, но производство расцвело: объёмы выросли втрое. Появились «агитационные сюжеты», сочетавшиеся с нейтральными цветочными мотивами. Пётр Васильевич Леонов, ставший главным художником в 1932 году, сохранил традиции. В 1937 году завод получил «гран-при» на Всемирной выставке в Париже.
В годы Великой Отечественной войны предприятие переориентировалось на выпуск медицинских изделий. После войны восстановило довоенные объёмы к началу 1950-х. Ассортимент включал сервизы для чая и кофе, вазы, фигурки малой пластики, посуду и предметы интерьера. Авторский фарфор получил международное признание: скульптура «Сокол» (1958 г.) завоевала «гран-при» в Брюсселе, став символом завода. В 1976 году предприятие наградили Орденом Ленина.
После распада СССР
В 1991 году завод перешёл в собственность трудового коллектива, но конкуренция с китайским фарфором угрожала закрытием. В 2012 году российские предприниматели провели модернизацию, превратив предприятие в современную компанию с непрерывным циклом. Сегодня на заводе трудятся более 500 человек, сохраняя традиции и поставляя продукцию в Россию и за рубеж.