Ворошиловский стрелок: не только нарицательный термин, но и почетная награда
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
| Тел.: | +7 925 505-49-69 +7 926 128-38-56 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Telegram 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Telegram по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
В годы существования СССР было создано множество уникальных наградных знаков. Они вручались за...
Подарки — неотъемлемая часть человеческой жизни. Они могут принимать самые разные формы и...
Современные ручки пришли на смену перьям, которые долгое время были основным инструментом для...
Сейчас трудно представить себе жизнь без посуды. Может показаться странным, но такой привычный предмет, как тарелка, появился у наших предков позже ложек и ножей. Первые найденные предметы посуды относятся к эпохе неолита — это были примитивные неустойчивые миски из глины.

Путь от примитивизма до изысканного декора
Запекать глиняные изделия в печи, формировать плоское дно и ровные бортики научились значительно позже. Перед росписью стенки покрывали слоем измельчённой охры. Примерно в то же время древние греки и римляне разработали глазурь из смеси различных смол и пигментов для покрытия внешней стороны посуды. Так появилась керамика.
В VI веке н. э. китайцы изобрели тонкий и прочный фарфор, который был настолько дорог, что в Европе вплоть до XIV века его использовали исключительно в качестве декора. Плоскую посуду назвали «талер» от немецкого слова, обозначающего монету. Из-за особенностей произношения одного из европейских правителей это слово превратилось в «тарель». Её не использовали для приёма пищи, а выставляли на самое видное место как величайшую ценность. Иногда их использовали для подачи основного блюда на стол в дни больших праздников. К XV веку французы уже наладили серийный выпуск тарелок из более доступных в то время материалов — дерева, олова, свинца.
Тарелка в России
Тарель в России быстро превратилась в слово «тарелка», но ещё долго была не предметом повседневного обихода, а украшением интерьера, предметом гордости, часто почётной наградой за верную службу. Иногда она ценилась больше ордена. Только с начала XVIII века из неё повсеместно стали есть. Но жизнь тарелки как декоративного предмета на этом не закончилась, с XIX века коллекционирование тарелок входит в моду. Разумеется, во все времена ценились особо старинные и редкие экземпляры.
Русский стиль
В России издревле для подачи еды использовались подносные блюда: праздничные застолья, свадьбы, подношения, церковные мероприятия, в том числе раздача еды. Отсюда впоследствии родилась традиция подносить хлеб-соль дорогим гостям. Материал соответствовал доходам владельца: золото при царском дворе, серебро у придворных, медь у помещиков, дерево у простого народа. Также использовались керамика, папье-маше и более дешёвые металлы.
Широкое распространение получили резные деревянные блюда с орнаментами и памятными надписями. Это было исконно народное творчество. Во второй половине XIX века специально для создания собственной художественной отрасли была создана «Комиссия по исследованию кустарной промышленности России». С этого момента начали создавать музеи и внедрять «русский стиль» в учебных заведениях: Центральном Строгановском художественно-промышленном училище, Центральном училище технического рисования барона Штиглица и других.
Особый интерес вызывало подражание допетровской Руси, эта линия считалась «элитной». Заказы поступали от самых обеспеченных слоёв общества, вплоть до подношений представителям императорской семьи. В этом случае использовались самые дорогие сорта древесины: красное дерево, кипарис, орех и другие. В качестве декора типичными были изображения двуглавого орла, гербов старинных родов, геометрические и растительные орнаменты из древних рукописей, сюжеты с гравюр, картин, изображения правителей, храмов и монастырей. Размеры таких изделий чаще всего составляли 40-60 см в диаметре. Подарочные блюда изготавливались с солонками, выполненными в том же стиле. Каждый художник старался максимально проявить своё мастерство резчика. Таких кустарных предприятий было немного, они располагались в Санкт-Петербурге, Москве и Сергиевом Посаде.
Для массового потребителя форма и украшения были проще. Этот стиль также вызвал интерес в среде интеллигенции под условным названием «народный». Здесь обязательным требованием было точное копирование форм и декора настоящих изделий из крестьянских хозяйств. В основном это узоры разной степени сложности, образующие концентрические круги на блюде (листья, жёлуди, колосья, цветы), часто перевитые лентами, на которых размещали соответствующие надписи, а также орудия труда (лопаты, косы, серпы и прочее). Парные солонки делали в форме бочек, ушатов, ступ, стульев и других типичных для домашнего хозяйства ёмкостей, но в уменьшенном размере.