Что нужно знать о коллекционировании компакт-дисков?

5 августа 2021

Как и любой другой вид коллекционирования, это занятие требует времени, денег, а главное — глубокой увлеченности. По масштабам хобби одно из самых распространенных, прежде всего, из-за доступности, большого выбора, а также того, что диски все еще продаются.

В социальную среду музыка входит как одна из основных составляющих огромной сферы развлечений, ее влияние на человека огромно, мир без нее невозможно представить. Музыкальный мир все время трансформируется, развивается, вовлекая новых поклонников. В 1960-х годах произошла музыкальная революция, родился новый жанр — рок. Через два десятилетия появилась электронная музыка. Однако меняется не только музыка, но и носители информации для ее хранения.

В наши дни музыку на компакт-дисках почти никто не слушает. А большинство друзей коллекционера Вадим Яловецкого крутят пальцем у виска, когда узнают, что он, как и тридцать лет назад, достает из коробок переливающиеся всеми цветами радуги пластиковые блины и вставляет в CD-проигрыватель. Коллекционер интересуется дисками рок-исполнителей, вскоре его коллекция достигнет 10 тысяч экземпляров, и он больше других может рассказать об этом хобби.

Вадим признается, что уже лет десять не покупает диски просто ради того, чтобы послушать музыку в хорошем качестве. Сегодня для этого достаточно хорошей аппаратуры и интернета. В наш цифровой век CD, как и другие физические носители информации, могут представлять интерес разве что для коллекционеров.

«Как вы думаете, чем определяется стоимость диска сегодня? Качеством записи? Содержанием музыкального материала? Нет! Единственный критерий, по которому определяется ценность — тираж. Чем меньше тираж, тем дороже издание. В первую очередь, ценными можно называть оригинальные издания 1980-х годов. В первой половине восьмидесятых тиражи были еще совсем малыми, у людей не было соответствующей аппаратуры, меломаны только привыкали к новому формату. Кроме того, первые диски звучали не просто плохо, а ужасно, процентов на 70 хуже компакт-кассет. Однако сегодня за такие издания коллекционеры готовы отдавать огромные деньги. Если у вас дома завалялся альбом Visitors группы ABBA 1982-го года, считайте, что вы миллионер. Это первый альбом в истории, который вышел на CD», — рассказывает коллекционер.

Продолжая разговор о зарубежных изданиях, мужчина вспомнил о Target-CD с накаткой в виде прицела. Диски издавал лейбл WEA в 1982-1984 годах в Западной Германии и Японии, но что интересно, не для Европы и не для Азии, а для американского рынка. В США в то время еще не наладили производство дисков. На дисках вышли альбомы ABBA, Alphaville, Eagles, Fleetwood Mac, Phil Collins, Queen, Rolling Stones, U2 и многих других. Эти компакт-диски стали для американских меломанов своеобразными пробниками — переходным мостом между аналоговой эпохой и цифровой.

Не менее серьезный интерес для коллекционеров представляют отечественные издания. Первые советские диски вышли 1987 году, к семидесятилетию Октябрьской Революции — это было несколько сборников классической музыки. Однако большие тиражи начали делаться после распада СССР, когда звукозаписывающие лейблы решили, что винил это прошлое. И все же, как говорит коллекционер, в СССР и России переход на цифровой формат отличался от Запада.

«На западе люди переходили от винила к дискам. Кассеты заграницей не считались серьезным форматом, их использовали для прослушивания музыки в плеерах, автомобилях, на улице в бум-боксах. А вот дома было принято слушать винил на хорошей аппаратуре. В СССР все было иначе. В 1980-х годах главным носителем молодежной актуальной музыки была кассета, которую можно было переписать в домашних условиях, ведь на грампластинках что продавалось? Низкопробная отечественная эстрада, детские сказки и речи вождей. Вот почему никто не заметил, как в один момент закрылись все заводы по производству грампластинок», — смеется коллекционер.

Если говорить про отечественные диски, то самый ценный, пожалуй «Позорная звезда» группы Агата Кристи. Это первый российский CD, который вышел небольшим тиражом в 1992 году. Любопытно, что когда был выпущен этот диск, музыканты группы жаловались на то, что им не на чем проиграть CD. В том же году в Екатеринбурге записали первые диски DDT, Крематория, Наутилуса Помпилиуса. Также вышли первые диски поп-исполнителей, ими стали Кар-Мэн, Мираж, Владимир Кузьмин, Алена Апина, Юрий Антонов, Комбинация и другие подобные.

Еще один вид коллекционирования — это бутлеги. Речь идет о пиратских дисках 1990-х годов, но это не просто копии лицензионных, а редкие записи и сборники. В основном это всевозможные концертные записи, которые отличаются плохим качеством звука. Собирать такие диски-бутлеги увлекательнее, чем родные фирменные, ведь на них уникальный звуковой материал. Например, есть у коллекционера диск с инструментальными записями Марина Гора (Depeche Mode), который никогда не выходил официально.

«Пожалуй, самым известным и скандальным пиратским диском можно назвать четвертый альбом Enigma — The Screen Behind the Mirror 1999 года. Невероятно, но диск каким-то удивительным образом оказался на прилавках Горбушки за четыре месяца до официального релиза», — говорит Вадим Яловецкий.

Еще один вид коллекционирования — подарочные издания. В западных странах такие диски появились еще в 1980-х годах, а вот в России только в конце 1990-х. После 1998 года многие исполнители помимо обычных изданий в стеклянной коробке с простой обложкой записывали небольшие тиражи подарочных. Отличаются такие диски вкладышем, который на самом деле является буклетом. Подарочные диски записывали Земфира, Мумий Тролль, Сплин, Тату, Макс Фадеев и другие. Самый дорогой такой отечественный диск — это сингл Земфиры «До свидания» в слип-кейсе с шестнадцатистраничным вкладышем. В 2017 году на аукционе «Мешок» диск купили за 91 тысячу рублей.

«Для продвинутых гурманов, а также для тех, у кого нет денег на подарочные издания, можно посоветовать коллекционирование экзотических дисков, изданных, например, в Чили, Сингапуре, Перу и других. Единственным представителем экзотичных стран в моей коллекции является альбом Dummi группы Portishead, изданный в Аргентине», — говорит коллекционер.

Еще один вид коллекционных дисков — это ошибочные издания. Такие диски встречаются очень редко. Как правило, сразу после обнаружения брак снимается с продажи и уничтожается. Всего существует два вида таких дисков: Misprint — ошибки в полиграфии, и Mispress — ошибки в самой записи, когда нарушен порядок треков или один отсутствует.

«Вот, например, изданный в 1994 году в Голландии немецкоязычный вариант сборника группы Kraftwerk. Видимо, на каком-то из этапов перепутали образцы накаток. На обратной стороне обложки названия треков на немецком языке, как и должно быть, а на самом диске на английском», — говорит коллекционер.

Самым ценным ошибочным диском можно назвать французское издание второго альбома Metallica Ride the Lightning. В типографии кто-то допустил ошибку с цветоделением, и первые три сотни дисков напечатали с обложкой зеленого цвета, которая на самом деле должна быть темно-синей.