Фарфоровый завод Попова
Русский фарфор, история которого длится не одну сотню лет, даже в наши дни пользуется спросом у...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Русский фарфор, история которого длится не одну сотню лет, даже в наши дни пользуется спросом у...
Светлана Владиславовна Голембовская (также в источниках встречается фамилия Болзан, 1927-2016) —...
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Чайная чашка является символом чайной церемонии, материал и форма чашки зависит от способов приготовления чая, национальных традиций и доступных во времена их изготовления технологий. Самые знаменитые из них японская чайная церемония тяною, китайская чайная церемония и английское five o’clock tea.
Японский ритуал проходит в специальном чайном домике, расположенном в красивом и уединенном уголке сада. Подбору чайной утвари и особенно чашкам, придавали огромное значение, причем принимали во внимание даже время года: в холодное время года чашки более закрытые и с утолщенными стенками, а в теплый сезон — открытые и с тонкими стенками.
Наиболее древние найденные чашки относят к 15 тысячелетию до н.э. Чашки изготавливались из глазурованной керамики и имели неровные формы, а иногда и специально оставленные дефекты: пузыри, потеки, трещины, что придавало изделию естественности и простой красоты.
Китайская церемония — это целый духовный ритуал, в котором задействуют две чаши, символизирующие небесное (высокая и продолговатая, позволяющая оценить аромат чая) и земное (низкая и широкая, для получения максимального удовольствия от вкусовых качеств чая).
Китайцы первыми изобрели в VI веке фарфор, но удобство и красота изделия долго оставалась прерогативой китайских мастеров, так как за разглашение технологии была предусмотрена смертная казнь. Япония смогла купить технологию только в XVI веке, после чего продала ее Пруссии. Зародившаяся мода на чаепития в Англии XVIII века дала толчок развитию этого направления ремесленничества и привело к созданию красивейших чайных сервизов.
Английская традиция — это классический чай с молоком, изысканный фарфоровый сервиз, небольшие десерты, белоснежные накрахмаленные скатерти, уютная обстановка и приятная беседа. Относились к такому чаепитию настолько серьезно, что для обучения правилам поведения нанимали специальных гувернанток. Интересно, что идея пить чай с молоком зародилась из страха, что под воздействием кипятка тонкий фарфор расколется. Поэтому вначале наливали теплое молоко, а в него уже лили горячую заварку.
Чаепитие на Руси
Считается, что на Руси впервые узнали о чае в 1567 году, после возвращения из Китая казачьих атаманов Петрова и Ялышева. Благодаря им обычай употребления чая начал очень медленно распространяться, по причине трудностей с доставкой. Он не был доступен всем, послы Китая преподносили чай в подарок русским царям.
Вместе с чаем в Россию пришли европейский чайный этикет и чайные чашки с ручками. Дворянское сословие быстро переняло английские традиции, но в народе ещё долго вместо чая пили травяные отвары из пиал и блюдец. Традиции чаепития приобрели особую русскую самобытность, дополненную самоваром и ломящимся от сдобы столом.
Форма и материал чашки
За многовековую историю чаепития чашка претерпела значительные изменения. Вначале для употребления чайных напитков использовали пиалы в форме полусферы, усечённого конуса или цветка, или менее удобной четырехугольной формы. Иногда формировались полукруглые ручки по бокам чаши. Изготавливались пиалы из керамики, фаянса, нефрита, золота, серебра, бронзы или другого металла.
С момента изобретения фарфора в VI веке появилась возможность добавить к пиале ручку, но до этого додумались не китайские, а уже европейские мастера и с этого момента форма чашки от простой и грубой переходит к самой удивительной и неожиданной. Например: для людей с усами была придумана чашка с выступом (на передней стенке был специальный выступ, чтобы усы не попадали внутрь чашки и оставались сухими).
В настоящее время машины все больше вытесняют ручное производство, фарфор становится редкостью. Редкие мастера практикуют ручное производство фарфора с ручной росписью, но такие чашки пользуются большим спросом со стороны коллекционеров. Также сейчас при выборе чашки мало кто руководствуется традициями, а скорее удобством и эстетической привлекательностью.
Современное интерьерное решение
Современные дизайнеры постоянно ищут и находят новые нестандартные решения своих задач. Чашка тоже не осталась незамеченной и используется как предмет декора не только по прямому назначению: горшки для суккулентов, объемные картины, разнообразные светильники, оригинальные фонтаны и необычные новогодние украшения не исчерпывают все области применения данной формы.
Отдельные предметы, оставшиеся от старых раритетных сервизов, могут быть использованы творческими личностями для реализации самых невероятных идей, которые могут служить украшением собственного дома, так и оригинальным подарком: красивый подсвечник, настенные часы ручной работы или другое украшение на стену.