Аптечные истории: оригинальные бутылочки от лекарств как интересный предмет коллекционирования

27 января 2023

Многие собиратели коллекционируют стеклянную тару, но не бутылки от напитков, в том числе и алкогольных, а аптечные емкости, в которые раньше разливались лекарства. Они изготовлены из стекла, имеют различный объем и форму, у многих присутствуют внутренние наплывы, предназначение которых до сих пор непонятно. И от этого подобные предметы коллекционирования становятся еще более интересными.

Форма

Кто-то считает, что в плане формы разнообразие незначительно, однако есть бутылочки круглые, есть овальные, но наиболее широкое распространение получили восьмигранные, причем, те две грани, которые предназначены для этикетки, шире остальных шести. Отдельного внимания заслуживают так называемые «уксуски» — когда-то давно в них разливали уксус, который продавали именно в аптеках. Столь необычные формы пришли из-за рубежа: западные фармацевты специально прорабатывали их с таким учетом, чтобы обеспечить удобство хранения и транспортировки.

Где берут аптечные бутылочки для коллекционирования?

Наиболее распространенный их источник — раскопки. Интересно следующее: заядлые коллекционеры ценят не столько сам «улов», сколь его историю, так сказать, интригу, с которой связано появление предмета. Крохотный аптечный пузырек многое способен рассказать о том, как жили люди десятилетия или несколько веков назад. Многое можно узнать и о производителе лекарств, о компаниях, выпускающих тару, о персонах, связанных с компаниями-производителями, а также о самих пациентах, которые этими лекарствами лечились. Чем информативнее находка, тем выше и ее ценность, как историческая, так и материальная. Своя история есть практически у каждого пузырька, но прискорбен тот факт, что если сама емкость сохраняется, то наклейка, которую на нее наносили, и на которой присутствует информация о содержимом, разрушается практически моментально. Сохраняются лишь рифленые надписи на стекле, за что огромное спасибо как изготовителям тары, так и ее заказчикам. Такие рельефы становятся предметом огромного интереса не только для собирателей, но и для людей, которые интересуются историей, в том числе и историей современной фармакологии.

Данные о фабрикантах, мануфактурщиках-стеклозаводчиках, которые представлены на аптечной стеклотаре, довольно ограничены. Внизу бутылочки, у самого донышка, обычно присутствует инициалы производителя либо первая буква его фамилии. Но «подписные» экземпляры попадаются достаточно редко. К примеру, A. D. (латиницей!) свидетельствуют о том, что тара изготовлена на заводе Армена Дютфуа в Москве. Производство было организовано в 1864 году в Бутырском районе (сегодня это торгово-офисный центр «Дизайн-завод «Флакон» на улице Большая Новодмитровская). Основным заказчиком предприятия была фабрика «А. Ралле и Ко», выпускавшая косметику. С приходом советской власти стекольный завод был переименован в «Хрустальный завод им. Калинина».

Если на донышко бутылки нанесены буквы Г. и Д. кириллицей, с большой долей вероятности тара выпущена на заводе Грязнова и Добровольского, функционировавшем в Вышнем-Волочке. Несмотря на то, что каждый предприниматель имел по отдельному делу, совместно они владели заводом, выпускавшим аптечную посуду. По другой версии, указанными выше литерами обозначали свою продукцию Деринг и Гучевский, которые в Риге держали небольшой стекольный заводик.

Клейма «ОРЛ.» и «С. Г.» наносили на изделия клинских стекольных заводов, функционирующих в Московской губернии. Принадлежали они братьям Орловым и предпринимателю Глинскому соответственно.

Частой находкой становятся емкости с буквами Г. Г. Опытные коллекционеры утверждают, что это изделия завода Грибковых, который функционировал в Дмитрове. Завод выпускал не только аптекарскую посуду, но и тару для разлива парфюма.

Интересен тот факт, что в Красносельском уезде (Санкт-Петербургская губерния) работал крупнейший по тем временам стекольный завод, который принадлежал Ивану Ритину. Но почему-то тара для лекарств с соответствующими обозначениями практически не попадается — то ли такую там не изготавливали, то ли она попросту не сохранилась. Некоторые собиратели считают, что предприятие выпускало типовые стеклянные бутылочки без каких-либо обозначений, и каждая аптека просто приклеивала к ним собственную бумажную этикетку.

Поставщиком аптекарской тары для Главной придворной аптеки стал Иван Ефимович Ритинг. Аптекарский переулок, кстати, своим названием обязан именно находившемуся там учреждению. Лекарства в этой аптеке разливали в качественные бутылки, на которых был выгравирован государственный герб и присутствовали две надписи: PHARMACIE и АПТЕКА. Тара поражала своим разнообразием. Были бутылочки с изливом и с горлышком, из мутного и из прозрачного стекла, многие закрывались корковой пробкой, надпись, указывающая на содержимое, наносилась на одну из «фасадных» сторон.

Увлекательная история Аптеки Общества врачей-гомеопатов

История эта интересна не только (и не столько) благодаря таре, в которую разливали лекарства — она примечательна особенностями становления гомеопатии в Российской империи. Наука начала свое становление в Германии в конце 18 века, а в Россию она пришла под конец правления императора Александра I. Официально же гомеопатию в империи признали только в 1833 году, когда специальным указом было разрешено открытие гомеопатических аптек и использование соответствующих методов для лечения самых разнообразных недугов.

Дело в том, что в 1831 году в стране началась невиданных масштабов эпидемия холеры. Мор был просто ужасным — не менее половины людей, подхвативших болезнь, умирали. А вот больные, попавшие в руки гомеопатов, удивительным образом выздоравливали — процент смертности среди них составлял всего 8. Сбором статистики занимался адмирал Мордвинов, обладавший репутацией либерала до мозга костей. Благодаря его передовым взглядам в Российском империи гомеопатию признали, как официальную методику лечения различных болезней.

После указа императора Николая I гомеопатию стали повсеместно использовать в частной практике, а следом за этим начали открывать аптеки, изготавливающие лекарства по рецептам народной медицины. И это при том, что по тем временам, как, впрочем, и сегодня, существует огромное количество противников такого лечения.

Санкт-Петербургское Общество последователей гомеопатии

Организация была учреждена в 1880 году, она практически сразу же открыла собственную аптеку, которая находилась на улице Садовой в Петербурге. Спустя еще несколько лет аналогичное учреждение открылось и на Петроградской стороне на Лицейской улице, дом 6 (сегодня это улица Рентгена). У общества была фирменная посуда: различные пузырьки и бутылочки, в которые разливались лекарства, приготовленные по древнейшим рецептам, передаваемым из поколения в поколение. Даже после революции, несмотря на расформирование аптек и фактическую трансформацию их в целые лечебницы, учреждения продолжали использовать в качестве лекарств гомеопатические препараты.

Другие производители аптекарской тары

Во многих коллекциях присутствуют емкости с названием «МатвЪевская». Выпускались они по заказу «МатвЪевской аптеки», преимущественно из прозрачного стекла. Огромное распространение получили бутыльки с треугольным сечением и рельефными отметинами для дозировки препарата. На одну из граней наносилось название учреждения, на вторую имя собственника — С. И. Майзель.

Господин Майзель Семён-Давид Исаевич, родившийся в 1850 году (год смерти неизвестен) жил в Петербурге и был потомственным фармацевтом, благотворителем, членом попечительского Убежища для призрения детей, оставшихся без пристанища. Его аптека, расположенная по адресу Большой пр., 43 на Петроградской стороне и носившая второе название «Матвеевская», славилась на весь город. Лекарства здесь разливали в фирменную посуду: бутылочки, пузырьки, коробочки, и сегодня они по праву считаются достаточно распространенными коллекционными экспонатами.