Агитационный фарфор советских времен: уникальные задумки и разнообразие решений

28 сентября 2025

В советское время многие идеи и мысли продвигались весьма необычными способами. В частности, создавались уникальные плакаты, картины и предметы быта с росписью. Именно в этот период появилось явление агитационного фарфора, которое можно считать исключительным и значимым для русского искусства XX века.

Это направление возникло после Октябрьской революции и служило эффективным средством пропаганды идей новой власти. Различные тарелки, кружки, чайники и другие предметы тщательно проектировались, поскольку их массовое производство требовало правильного и понятного посыла. Фарфор стал новой формой массовой агитации, на его поверхности размещали лозунги и изречения, знакомые по плакатам и скульптурам.

Посыл агитационного фарфора

Основу декора составляли 28 лозунгов, утверждённых лично Владимиром Лениным. Их отбором занимался Валериан Владимирович Луначарский, который объявил конкурс на лучшие изречения. Обычных людей призывали предлагать короткие, яркие и содержательные посылы, отражающие светлые идеалы революции.

Тематика была разнообразной, но ключевой оставалась мораль, соответствующая революционным нормам, а также вопросы образования, трудовых достижений и борьбы между старым и новым. Фарфоровая продукция выразительно говорила об идеалах нового времени. Разнообразие форм и рисунков обеспечивалось творческим взглядом каждого художника.

Производство и маркировка

Первые изделия такого рода стали выпускать на Петроградском фарфоровом заводе, который до революции носил название Императорского. После национализации завод сменил имя и переключился на массовое изготовление продукции для широкой публики. Художников обязали ставить личные метки для идентификации авторства. Кроме того, посуда была маркирована заводскими знаками. До революции использовались инициалы императора, после 1917 года — двухголовый орёл в круге и цифры «1917». Впоследствии автором нового заводского герба стал Александр Караев, который объединил элементы шестерни и государственного герба. Этот знак наносился на продукцию регулярно.

Распространение и экспорт

Агитационный фарфор получил широкое распространение, причем именно он хорошо продавался на экспорт. В странах Западной Европы проходили аукционные выставки с представлением советских фарфоровых изделий. В первые десять лет после революции продукцию демонстрировали в Лондоне, Венеции, Берлине, Париже и Гельсингфорсе.

Чехонинский период

Сергей Васильевич Чехонин — талантливый многопрофильный художник, известный как театральный декоратор и мастер графики. В период с 1918 по 1923 год ему и его команде, включая П. В. Кузнецова, К. С. Петрова-Водкина, В. В. Лебедева и Н. И. Альтмана, удалось создать уникальное направление в агитационном фарфоре.

Вначале выпускали простые тарелки с лозунгами, размещёнными преимущественно на бортике, например, «Ум не терпит неволи». Центр оставался белым, чтобы изделие было удобным для повседневного использования. Позже изделия стали богаче по композиции, включая советскую геральдику и эмблемы. Хорошим примером служит «Чёрный герб» с молотом и серпом, украшенный венком из плодов и цветов на чёрном фоне с золотыми деталями. Аналогично «Синий герб» сочетал молот, серп и шестерню, дополняемые яркими луговыми цветами, объединяя стили ампира, классицизма и геральдики.

Агитационный фарфор 1920-х — 1930-х гг.

С ростом количества авторов продукция обогатилась жанровыми сценами, городскими пейзажами, декоративными и театральными революционными образами, вписывающимися в русскую традицию жанровой живописи. Наталья Данько, например, изображала обычных горожан — как участников революции. С начала 1920-х годов агитационные рисунки стали сочетать с мифологией, героями русских сказок, театральными и архитектурными мотивами, что имело успех у покупателей.

После отъезда Чехонина коллектив изменился: к началу 1930-х годов работы стали индустриальными и схематичными — появлялись изображения труб, фабрик, тракторов и башенных кранов. Позолота ушла, уступив место более строгим цветовым решениям. Темы сменились: вместо революционеров на фарфоре изображали рабочих, крестьян, жниц и других простых граждан. В этот период советский фарфор продолжал активно экспонироваться за рубежом и презентовался на партийных конференциях, сохранял высокую художественную и историческую ценность.

Сегодня сохранилось лишь небольшое количество агитационного фарфора того периода. Некоторые изделия хранятся в музеях, другие — в частных коллекциях, и лишь немногие доступны на рынке антиквариата.