Евгений Александрович Лансере родился в 1848 году в городе Моршанске. Объяснением такой интересной фамилии является тот факт, что его дед его был родом из Франции. Дед, будучи в 1812 году в рядах армии Наполеона, получил тяжелое ранение, после чего решил навсегда остаться в России. Отец скульптора был военным инженером русской армии. Родители рано заметили проявившиеся способности мальчика к рисованию и лепке, его наблюдательность в изображении животных, особенно лошадей. Лансере начал учиться рисованию у художника, окончившего Петербургскую Академию художеств. А в 1861 году отец привез его учиться в Петербург, где они побывали у художника И. К. Айвазовского и скульптора П. К. Клодта. Оба мастера отметили несомненную одаренность мальчика. Однако жизненный путь Лансере как скульптура определился не сразу. Это был путь художника-самоучки. Прежде чем стать скульптором, он получил высшее юридическое образование.

В 1869 году талантливый юноша блестяще дебютировал на выставке в Академии художеств, представив несколько своих работ. За скульптурные композиции «Тройка» и «Руслан и Людмила» ему было присвоено звание классного художника второй степени. У кого учился Лансере, остается не совсем ясным. Известно, что, будучи студентом, он посещал мастерские скульпторов и упорно овладевал техникой ваяния. Имеется также указание В. В. Стасова, что одним из учителей Лансере был Николай Иванович Либерих, довольно известный в середине XIX века русский скульптор-анималист. Так или иначе, но молодой ученый-юрист получил серьезную подготовку в области скульптуры. Одобрительные отзывы в печати о его первых работах и присвоение звания классного художника стали решающими в выборе дальнейшего жизненного пути. С этого времени Лансере целиком посвящает себя скульптуре. По мере распространения отливаемых в бронзе групп и статуэток произведения Лансере стали пользоваться значительным успехом. Прошло всего несколько лет после дебюта молодого скульптора, а его работы уже стали появляться на международных выставках.

Общий характер и своеобразие творчества Лансере наметились уже в первых его произведениях. Мастеру нравилось создавать небольшие по размерам скульптуры бытовой тематики с романтической приподнятостью образов. Он стремился к тому, чтобы каждая работа передавала всю правду жизни, высокую степень реализма. Для этого он подолгу наблюдал за объектами своих будущих скульптур. Богатство наблюдений чувствуется во всем: в передаче характера человека и особенностей национальных костюмов, в изображении различных животных. Для творческой манеры мастера характерны большая любовь к передаче деталей, тщательная, порой почти ювелирная по тонкости проработка произведений. С годами в работах Лансере чувствуется все большая уверенность исполнения и верность глаза; прямой результат неустанной творческой деятельности и внимательного наблюдения жизни.

Среди работ Лансере стоит выделить такие скульптуры как «Деревенская тройка», «Отдыхающая тройка», «Отправляющаяся тройка», «Крестьянские сани-парой», «Оглядывающийся черкес», «Ловля дикой лошади», «Табун кабардинских коней», «Киргизский косяк на отдыхе», «Араб на коне», «Араб с соколом», «Арабский шейх», «Феллах», «Сахарец», «Гонец пустыни», «Убитый араб», «Арабская конная игра», «Араб на осле». Отдельно стоит отметить целую серию статуэток, изображающих лошадей самых разнообразных пород. Ряд произведений скульптора посвящен изображению конноспортивных состязаний, как, например, «Скачки с препятствиями» и «Возвращение со скачек».

Подавляющее большинство произведений Лансере дошли до нас отлитыми в бронзе. Этот металл, легко поддающийся чеканке, как нельзя лучше подходит для отливки небольших детально проработанных фигур и групп. Скульптурные группы и статуэтки Лансере отливались также и из чугуна. Например, «Поездка на праздник», один из вариантов «Прощания казака с казачкой», «Джигитовка» и несколько других были отлиты на знаменитом Каслинском чугунолитейном заводе на Урале. Излюбленным же рабочим материалом скульптора был воск, из которого исполнялись обычно предварительно эскизы и модели его статуэток.

15 февраля 1886 года, незадолго до смерти Евгения Александровича Лансере, в Петербурге в помещении Общества поощрения художеств открылась его персональная выставка, на которой было представлено около шестидесяти работ. В настоящее время творчество мастера представлено не только в столичных, но и в десятках периферийных музеев и картинных галерей. Евгения Александровича Лансере без преувеличения можно назвать одним из лучших скульпторов-жанристов второй половины 19 века.