Мастера советского фарфора: Вайнштейн-Машурина (Асерьянц) Светлана Ильинична
Светлана Ильинична Асерьянц (в девичестве Ванштейн-Машурина) работала как с фигурами малой...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Светлана Ильинична Асерьянц (в девичестве Ванштейн-Машурина) работала как с фигурами малой...
Семья Романовых известна своими интересными и иногда необычными подарками. В настоящее время...
Старая коробка с елочными игрушками возможно выглядит не слишком дорого и презентабельно, но в...
Воздушный танец под названием «балет» (ballet на французском от ballare на итальянском, в переводе — танцевать) возник как сочетание нескольких видов искусств: самого танца, музыки, драматургии и сценического искусства. Годом рождения балета считают 1581-й. Вначале часто это было сочетание оперы и балета в современном представлении, но с 18 века этот жанр становится ближе к современному классическому представлению, выражая все языком хореографии.
Изящные танцовщицы часто вдохновляли творческих людей на воплощение их образов в живописи и скульптуре. К 19 веку сформировался привычный нам образ в пачке и пуантах. С начала 20 века этот образ приобрел огромную популярность в виде фарфоровых статуэток у отдельных мастеров и даже мануфактур, так как пользовался спросом. Женские фигуры, иногда дополненные мужскими персонажами, изображены в танце, жесты и пластика максимально отражают динамику движения.
Особенности изготовления
Над изготовлением маленького произведения искусства трудятся часто несколько специалистов: художник создаёт эскиз, скульптор создаёт модель из гипса, а формовщик обеспечивает ее воплощение в фарфоре. Так как гипсовая форма позволяет отлить не более 30-50 изделий, после чего приходит в негодность, то тираж изделий всегда ограничен.
От обработки поверхности зависит вид фигурки и ее долговечность. Встречаются необработанные изделия, но чаще их покрывают разными видами глазури или используют технику люстр, которая придаёт изделию сверкающий металлический блеск и перламутровый отлив. Иногда изделия остаются белыми, а иногда делают роспись позолотой, эмалью, используется подглазурная и надглазурная роспись.
Миниатюры за стеклом
Хрупкие изображения известных балерин были почти в каждом доме, их модно было ставить в сервант среди предметов сервиза. Каждое из таких изделий хранило историю своего создания и воплощало реальные моменты из выступлений.
Некоторые антикварные статуэтки даже хранятся в фондах Эрмитажа, например, Тамара Карсавина, исполняющая партию Сильфиды Серафима Судьбинина, выполненная в 1913 году. У скульптуры только одна опора — правый носок ноги. Под ногами балерины расположились два амура. Копии фигурки можно найти в таком же белоснежном исполнении и с росписью.
Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках выпустил в 1950-х годах статуэтки «Балерина-кошка» и «Аистёнок» (скульптор Михаил Интизарян). Они сделаны по мотивам балетной постановке для детей «Аистенок». Примечательно, что первой роль кошечки исполнила в 1937 году юная Майя Плисецкая. Есть неокрашенные варианты, а есть оформленные переливающейся глазурью и золотой росписью.
С отдельными статуэтками связаны целые вехи в хронологии этого искусства. Мари-Анн де Камарго, звезда Парижа 18 века, спровоцировала революцию не только на сцене, но и в стиле обычной одежды. Танцовщицы были в длинных нарядах, а прыжки были уделом мужской части коллектива. Для расширения возможных движений, Камарго осмелилась на неимоверную дерзость — обрезала юбку настолько, что стали видны щиколотки. Именно с тех пор юбки становились все короче и короче.
Мария Тальони — это первая балерина в 19 веке, вставшая на пуанты и одевшая балетную пачку. В результате у артистов балета появилась традиция после ее смерти — приносить первые пуанты на ее могилу в Париже.
Всем известные русские танцовщицы также нашли свое воплощение в керамике. Две композиции с участием Анны Павловой, входящие в экспозицию Кусково:
В 1936 году Галине Улановой была посвящена статуэтка «Танцовщица», а немного позже ещё несколько ее образов воплощены в фарфоре: из «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», балета «Красный цветок».
Наследница Улановой, следующая прима Большого театра Майя Плисецкая также неоднократно нашла воплощение в таких изделиях. Есть даже парные фарфоровые фигуры, отражающие их реальное исполнение главных ролей в балетах «Бахчисарайский фонтан» и «Каменный цветок».