Упаковка кондитерских изделий и дореволюционный маркетинг

14 августа 2023

Что можно оставить себе на память о приятных моментах? Когда это сладости, то однозначно — красивую упаковку. Отдельные экземпляры упаковки в принципе представляют собой художественную ценность, сама по себе не многим отличается от шкатулки. Множество имен талантливых мастеров история не сохранила, но среди них есть и знаменитости.

Возникновение потребности в уникальной упаковке

Сладости всегда были частью меню в любых народностях, есть подтверждение, что кондитерские изделия изготавливали в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Древнем Риме уже более 2 тысяч лет. Все это готовилось дома или покупалось на рынке. Конечно, странно это осознавать, но фактически первые кондитерские магазины в России появились не так уж и давно — их открыли в XVIII в. Первопроходцами были крупнейшие города: Петербург и Москва. Именно с этих пор и появилась потребность в красивой упаковке.

Появление бонбоньерок

Производителям пришлось придумывать, как выделиться на фоне конкурентов: появились сорта изделий, для каждого из которых нужна была своя обертка. Мягкая обертка, даже самая красивая, не выглядела достаточно презентабельно, поэтому стали использовать разнообразные коробочки, ящички, сундучки из дерева, металла, фарфора и даже использовали драгоценные шкатулки.

Такая конфетная упаковка получила наименование бонбоньерка, от французского bonbon — конфета. Цена, конечно, «кусалась», в то время как заработок обычного люда составлял 20-50 рублей, самая простая коробочка конфет могла стоить 10 рублей, а то и 15 рублей. Поэтому, когда мужчина приходил с таким подарком в семью к незамужней девице, все понимали, что намерения у него самые серьезные, а вот по названию кондитерской безошибочно оценивали материальное положение потенциального жениха.

Ко второй половине XIX века образовались достаточно крупные кондитерские фабрики, некоторые из которых существуют и в наши дни. Среди них мануфактура «Эйнем» (сейчас «Красный Октябрь») и «Сиу» — «Большевик». Всего к началу первой мировой войны в России существовало 142 официально зарегистрированных предприятия, на которых за год выпускалось более 125 тонн сладкой продукции. Такое мощное развитие кондитерской отрасли было обусловлено снижением цены на сахар, что сделало конфеты доступнее широким слоям населения.

Одним из самых заметных производителей шоколада была фабрика «Товарищество А. И. Абрикосов и сыновья», созданная Степаном Николаевым в 1874 году. Но так как самым лучшим его продуктом была абрикосовая пастила, то он получил прозвище Абрикосов, потом взял официально себе эту фамилию, так как она была уже хорошо узнаваема.

Маркетинг этой компании был на высоте: реклама была повсеместна, а фантики и коробки быль столь оригинальны, что редко кто просто так их выбрасывал, чаще их собирали. Причем он один из первых придумал выпускать серии, посвященные отдельным тематикам, к примеру, у него были выпуски в честь знаменитых ученых и известных артистов.

Именно этой фабрике принадлежит идея выпускать популярных до наших дней шоколадных Дедов Морозов и зайчиков в разукрашенной фольге. Но этим гений маркетинга не ограничился, в какой-то раз в городской газете появилась новость, что в магазинах Абрикосова подбирают работниц по цвету волос: в одних работают только блондинки, в других — исключительно брюнетки, народ ринулся проверять и конечно не ушел без покупок. Эта мануфактура также пережила революцию, получив наименование «Фабрика имени рабочего Бабаева».

Все кондитеры старались сделать свою продукцию привлекательней. И значительной частью этого процесса выступали сказочно красивые бонбоньерки. Фабриканты часто сами предлагали покупателям собирать в предложенные коробочки разные виды конфет по своему вкусу, получались первые коробки «Ассорти».

В запечатанные коробки помимо информации о производителе на самой коробке размещали интересные факты общеобразовательного характера, вкладывали в коробки специально выпущенные миниатюрные книги, интересные кулинарные рецепты, создавали специализированные наборы в едином стилевом решении. Некоторые производители устраивали акции: выпускали серию открыток, вкладывая по одной в коробки. Тому покупателю, кто собирал все открытки из серии и предъявлял их в магазине, выдавали приз.

Особая упаковка для торжественных случаев

Картонные коробки боялись сырости, поэтому к концу XIX века в моду начали входить красочные жестяные коробочки. Это стало возможным благодаря изобретению такой технологии как хромолитография (металлохромия). Крупнейшие производители открывали собственные цеха для такой жестяной фирменной упаковки, а для росписи приглашали именитых живописцев. Среди них Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Иван Билибин и многие другие.

Иные производители заказывали такие коробки на отдельных фабриках, одним из самых известных дореволюционных производителей жестяной тары были АО «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», Торговый дом «Жестянка», Товарищество «Н. С. Растеряев», Генеральное общество французской ваксы в Москве. Здесь часто брали для основы популярные орнаменты и узнаваемые сюжетные сценки.

В то же время для отдельных марок кондитерской продукции промышленники закупали даже лаковую японскую миниатюру. Также относились к знаменательным датам, это мог быть юбилей исторического события, скажем 100-летие победы в войне с Наполеоном в 1912 году, или даже просто участие в выставке. К определенным государственным или военным событиям, допустим, спуску корабля на воду, либо семейным тожествам зачастую заказывали ограниченные партии коробок с особенным оформлением, отражающим торжественность события.

То, что подобная упаковка предполагалась к дальнейшему использованию, иногда прямо указывалось в прейскуранте. На многих коробках даже сразу писали «Сахар», «Мука» и прочее. Это создавало возможность продать дополнительные партии собственных сладостей. Еще одним маркетинговым ходом, который используется по наши дни, было размещение на упаковке изображений наград мануфактуры.