Какой была традиционная русская мебель

5 августа 2023

Важная особенность России, во многом влияющая на условия жизни людей — суровый климат и обогрев домов с помощью печи. Домишки были небольшими, а семья могла состоять из нескольких поколений, поэтому мебель нуждалась в многофункциональности. Одно из изобретений русского столярного дела — длинная и широкая лавка без спинок. Днем на ней сидели, а ночью она превращалась в спальное место. Вот и вся многофункциональность!

Конечно, в дворянских домах все было иначе, но русский классицизм все равно сильно отличался от европейской мебели. Первое отличие — карельская береза с декоративным рисунком. Также в домах российского дворянства было намного меньше вычурных элементов декора. Даже царский дворец по сравнению с приемными европейских королей удивлял своей простотой. Светлое дерево, шелковая обивка кресел и диванов, высокие книжные шкафы, стеклянные дверцы буфетов — все эти предметы великолепно гармонировали друг с другом и оставались функциональными.

В России понятие народного искусства в полной мере сформировалось к середине девятнадцатого века, во времена правления Александра III. До этого, что интересно, никто особо не интересовался тем, как живут в глубинке. Именно тогда первые научные экспедиции стали отправляться в отдаленные населенные пункты для сбора фольклора, изучения языческих верований и традиций. Также изучалась славянская орнаментика, ведь именно она стала фундаментом русского стиля. Уже в конце девятнадцатого века традиционные русские орнаменты в резной мебели появились в домах у дворян, а начиналось все с точностью до наоборот.

Еще в семнадцатом веке мебельная промышленность в России отсутствовала полностью, у горожан и богатых людей в домах стояла немецкая, голландская, французская мебель. Крестьяне, оказавшись в городе, видели такую мебель и пытались ее повторить. Конечно, это у деревенских мастеров получалось не очень умело, но постепенно они набирались мастерства, появлялась своя самобытная эстетика. Сама же крестьянская мебель мастерилась из местных недорогих пород дерева. В центральных регионах мебель делали из ели и осины, в северных ؅— из сосны и лиственницы. Самой ценной породой считалась вологодская лиственница, из нее делали удивительные сундуки, в которых не заводилась моль.

Исследования показывают, что любимым предметом быта крестьян был сундук. Сундуки могли быть маленькими и гигантскими, некоторые из них также выполняли функцию кровати. Делались специальные сундуки для одежды, посуды, денег. Сундук стоял в каждом доме, его можно называть своеобразным хранителем семейного очага. Изделия были с плоской или выпуклой откидной крышкой, большие сундуки для прочности обязательно оковывали железными полосами с традиционным узором. Стенки сундуков тоже украшали растительными или зооморфными мотивами. Встречались и сказочные персонажи, например, богатыри, чудные птицы, королевичи и многие другие, смысл которых сегодня непонятен, вместе с тем украшенные изделия привносили в небогатое жилище ощущение праздника.

Еще один обязательный атрибут деревенской избы — стол. Были маленькие кухонные столы на четырех ножках с несколькими ящиками. Также на кухнях часто можно было увидеть столы-тумбы. Обеденные столы отличались большими размерами, ставили их обычно в центре помещения. Нередко на обеденный стол ставили поставец — низкий шкаф. Народные мастера расписывали дверцы традиционным орнаментом. Хранили в таких шкафах самую дорогую, праздничную посуду. Эволюцией поставца стал буфет. У крестьян этот предмет мебели стал появляться на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков. В русских деревнях встречались вытянутые в высоту, угловые буфеты, буфеты-комоды. В северных регионах страны этот предмет мебели называли посудным шкафом. Считается, что самым распространенным был высокий двухъярусный буфет.

При типовом единстве буфеты отличались пропорциями, количеством и соотношением глухих и остекленных частей, наличием среднего и верхнего карнизов. Также буфеты разнились количеством выдвижных ящиков, типом рифления, покраской. Нижняя часть имела тяжелый плинт или ножки, обязательно были две дверцы. Над нижними створками располагались от одного до трех выдвижных ящиков. Под вторым ярусом шел карниз, а иногда даже два. Фасад буфетов декорировали накладными резными элементами. Буфеты обычно красили темными и яркими масляными красками, реже в оформлении использовали светлые оттенки. В северных регионах России буфеты расписывали. На всю страну славились мастера Вологодской и Архангельской губерний, на буфетах которых красовались цветы в вазах или горшках. Эти наивные изображения букетов и ветвей обязательно были симметричными, на одну из двух дверец приходилась ровно половина изображения.

Гардеробы в крестьянских домах появились достаточно поздно, только в начале двадцатого века, и то в основном в центральных регионах России. Гардероб, который представлял собой шкаф для одежды и белья, тоже пришел из городского быта. Что интересно, этот предмет мебели не вошел в интерьер дворцов. Почти все такие шкафы имели две дверцы во всю высоту, внизу, на цоколе могли располагаться два или три выдвижных ящика. Гардероб покрывали темно-красной или кирпичной краской, что имитировало шкафы из красного дерева, которые могли себе позволить только представители высшего сословия. В отличие от другой мебели, гардеробы никогда не украшали росписью или резьбой. В северных регионах, в Вологодской, Архангельской и Кировской областях делали шкафы с филенчатыми дверьми.

История сохранила немалое число образцов кустарных мебельных изделий от шестнадцатого до середины двадцатого века. Часто даже невозможно узнать возраст сундука или буфета, потому что изделие могли украсить орнаментом через целых сто лет и даже добавить ему другие элементы. Сегодня предпринимаются отдельные попытки собрать образцы старой русской народной мебели, но это уже не более чем бездушные современные копии.