Тайные символы на натюрмортах: о чем могут рассказать обычные предметы обихода?

29 января 2023

Натюрморт — это вид изобразительного искусства, где изображается группа, состоящая из неодушевленных предметов, как правило простых: цветы в вазах, фрукты, посуда, свечи и так далее. Между тем эти картины полны скрытой символики. Можно сказать, что это своего рода язык художников, где самые обычные вещи передают глубокий таинственный смысл.

Самыми яркими примерами такого типа живописи являются фотографически детализированные и богаты символизмом полотна голландских, немецких и бельгийских авторов, которые творили во времена Золотого века. Независимо от периода, натюрморты остаются распространенным жанром, они притягивают внимание зрителей, покупателей и критиков. Давайте, рассмотрим десяток предметов, которые чаще других встречаются в натюрмортах, и посмотрим на то, какой скрытый смысл они несут.

Фрукты

Это самый распространенный вид объектов, встречающихся в натюрмортах на протяжении веков до наших дней. Корзина с фруктами — прекрасная возможность для художника разнообразить полотно красками, выбрать основную гамму и подобрать фактуру. У фруктов также есть огромное множество религиозных и мифических значений. К примеру, в христианстве яблоко — это искушение, та самая отсылка к ветхозаветному рассказу о Еве, которая вкушает запретный плод в Эдемском саду. Одновременно с этим яблоки означают знания и мудрость. Персики на натюрмортах — это противоположность яблокам, они символизируют смиренность, истину и спасение. Виноград — наслаждение и похоть, связан он с Вакхом, древнеримским божеством вина. Гранаты ассоциируются с древнегреческой богиней Персефоной, царицей весны и плодородия. Если на картине изображены гниющие плоды, это символ старости, молодые и зрелые — плодородия и любви.

Картина «Корзина фруктов» итальянского художника эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо 1599-го года может показаться обычным натюрмортом. На полотне корзину с сочными красивыми фруктами с невероятным реализмом художник выдвинул на передний план. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются фрукты на заднем плане, которые гниют и поедаются червями. Так художник выразил свои чувства по поводу католической контрреформации в Италии.

Черепа и кости

Здесь все понятнее: натюрморты Vanitas, прославленные голландскими и фламандскими художниками пятнадцатого-семнадцатого веков, выражают скоротечность жизни, тщетность материализма и, конечно, смерть. Эта традиция также была своего рода оправданием для изображения на полотнах роскошных вещей откровенных нравоучительных сюжетов. Череп обычно находится в центре, он означает неизбежность смерти и называется Memento Mori.

Французский живописец 19 века Поль Сезанн был известен тем, что экспериментировал с формами, перспективами и тенями в своих работах. Черепа и кости начали появляться только в последнее десятилетие жизни Сезанна. Вероятнее всего, так он хотел показать растущее осознание своей скорой смерти.

Свечи

Этот предмет также часто встречается в натюрмортах Vanitas. Свечи тоже указывают на скоротечность времени. Зажженная только что свеча символизирует свет, истину и знание. Потухшая — это символ потери или смерти. В католицизме ярко горящая свеча — это символ веры в Бога. Масляные лампы, как и другие источники света, тоже используются для передачи этих значений.

Картина «Кувшин, свеча и эмалированная кастрюля» Ван Гога — один из самых интересных примеров такого натюрморта. Этот натюрморт, где также изображена Библия, одновременно проще и мрачнее других работ художника. Ван Гог написал картину за два месяца до смерти своего отца, который был священником. Там изображена потухшая свеча и две светских книги. Интересно то, что изображенная Библия принадлежала отцу художника. Если потухшая свеча и Библия указывают на скорую смерть, то светские книги до сих пор вызывают вопросы. По одной из версий, они являются символом того, что Ван Гог не пошел по стопам отца.

Цветы

Роскошный букет с яркими красками может означать жизнь, веру и силу. Увядающие цветы — это снова упоминание о скоротечности времени, смерти, они становятся мрачным напоминанием о том, что красота и материальные блага хрупкие. У конкретных цветов есть свои значения. Ядовитый паслен часто встречается на картинах Золотого века, это символ опасности и обмана. Маргаритки символизируют невинность. Мак является цветком, который производит опиум — символ смертного греха, блуда и лени. Розы символизируют любовь, а вот в контексте христианства — искупление грехов кровью. Белые розы на натюрмортах являются символом чистоты и ассоциируются с непорочным зачатием Девы Марии. Фиалки и подсолнухи означают на натюрмортах скромность.

Голландская художница Рашель Рюйш — один из самых ярких представителей Золотого века. Она получила мировую известность благодаря тщательно продуманным и идеально детализированным композициям с цветами. Работы Рашель Рюйш выделяются необычными комбинациями, где изображены цветы, которые не растут в одно время года. Каждый букет художницы был тщательно разработан, чтобы раскрыть широту символизма.

Ракушки

Обычно ракушки являются символом женственности и рождения. В христианстве, особенно в протестантизме, ракушки также означают воскрешение, иногда крещение. Также они могут значить скромность и смиренность. Раковины морских гребешков ассоциируются с паломничеством и апостолом — Святым Иаковом. Устрицы довольно часто встречались на полотнах голландского Золотого века, ассоциировались они с роскошью и богатством, так как считались деликатесом для избранных. Жемчуг на натюрмортах символизирует чистоту и совершенство.

Натюрморт голландской художницы Золотого века Клары Питерс с устрицами и ракушками на переднем плане имеет свой особенный символизм. Зрители видят роскошь дорогого застолья и нравственные послания одновременно в виде ракушки.

Зеркала

В древние времена люди верили, что человеческая душа прячется в отражении. Зеркала часто изображались на протяжении всей истории, и не только в натюрмортах. Зеркало может символизировать самоуверенность либо тщеславие, а также искажение — здесь все зависит от того, кто именно в него смотрит. Разбитое зеркало — символ грядущих плохих событий. В те времена зеркала являлись дорогими предметами, соответственно, они также означали богатство. Еще зеркало на картине — прекрасный способ показать свой талант. Изображение стеклянных поверхностей, полупрозрачного отражения с визуальными световыми эффектами под силу изобразить не всем художникам.

Натюрморт американского художника 20 века Роя Лихтенштейна с зеркалом исследует многовековую традицию через призму поп-культуры. Предметы натюрморта Лихтенштейна, в том числе зеркало и корзина с фруктами — это традиционные символы, но художником они рассматриваются в современном контексте явлений массовой поп-культуры.

Насекомые

Насекомые иногда встречаются в натюрмортах с цветами и едой. Чаще их можно увидеть на картинах Vanitas. Если на полотне изображена группа разных насекомых — это символ жадности, но отдельно они имеют свои ассоциации. Бабочки символизируют воскресение. Стрекозы — символ мирской жизни. Муравьи всегда символизировали трудолюбие, их противоположность — медленные и ленивые улитки. Пчелы являются символами надежды, они довольно нежные, поэтому напоминают о хрупкости нашей жизни.

Картина «Натюрморт с цветами, фруктами, раковинами и насекомыми» Бальтазара ван дер Аста 1629-го года состоит из огромного числа крошечных насекомых. Может показаться, что они здесь изображены в случайном порядке. На натюрморте каждое насекомое обращает внимание на скорое гниение плодов и цветов. Неизбежность разложения, а потом смерти подчеркивается опрокинутой корзиной и парящей над нею стрекозой.

Еда

Лимоны в прежние времена были дорогими продуктами, соответственно, они символизировали богатство и достаток. Одновременно с этим все кислые и горькие фрукты — это обманчивая привлекательность. Очищенные лимоны указывают на двуличность. Креветки ассоциируются с обжорством и чревоугодием. Дорогие деликатесы указывали на привилегированный образ жизни. Хлеб на натюрмортах ассоциируется с плотью Христа и смирением. Вино — святое причастие.

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты были дорогими, соответственно, тоже означали богатство и достаток. Однако чаще они включались в картины, чтобы показать более глубокий смысл. В общем, музыка — это праздник и веселье. Тем не менее, в полотнах Золотого века струнные инструменты, в первую очередь скрипки, показывают нити времени и напоминают, что все прекрасное однажды заканчивается. Оборванные или отсутствующие струны указывают на смерь. Флейта — символ пьянства, лени и блуда. Изогнутые формы гитары ассоциируются с соблазнительными формами женского тела.

Картина «Мандолина и гитара» Пабло Пикассо 1924-го года в кубическом стиле игнорирует все условности натюрморта и его традиционный символизм. У Пикассо эти струнные инструменты передают шум современной жизни и стремительно меняющееся искусство двадцатого века.

Животные

Натюрморты с животными достигли пика популярности в 17 веке. Такие полотна тоже полны символизма. Птицы или пара птиц представляют собой воскресение души после смерти. Мышь символизирует разрушение. Попугай ассоциируется с человеческими недостатками. Рыбы — традиционный христианский символ. Кошки на натюрмортах показывают на картинах незаконную любовь, иногда обман. Обезьяна представляет хаос, а черепаха — долгую жизнь. Однако намного чаще встречаются картины с изображением мертвых животных. В времена Золотого века охота стала самым популярным развлечением для высшего сословия, а это привело к тому, что натюрморты с детализированными охотничьими трофеями пользовались высоким спросом.

Картина «Натюрморт с дичью, овощами и фруктами» испанского художника Хуана Санчеса Котана 1602-го года изображает мертвую дичь, чтобы показать противоречивые склонности человека к мрачному и прекрасному. Подобные картины показывают удовольствие от охоты и непростые отношения между человеком и природой.

Серебро и золото

Как и с зеркалами, включение драгоценных металлов в полотно — это прекрасная возможность продемонстрировать свое мастерство. Отражающиеся объекты, сложные текстуры, эффект блеска — это все непростые приемы в изобразительном искусстве. В натюрмортах Vanitas украшения из драгоценных металлов усиливают напряжение между материализмом и моралью. В христианском контексте золото изображается для акцента на чем-то священном. Серебро, как и зеркало, отражает душу человека.

Однако не все художники придерживались правил символизма, а просто писали картины. Натюрморты эпохи позднего барокко Александра-Франсуа Депорта — это богато детализированные композиции, состоящие из предметов роскоши, но искать смысл в работах этого художника не стоит. Депорту часто поручали писать натюрморты королевские особы и элиты, и он творил для того, чтобы владелец будущей картины еще раз смог подчеркнуть то, насколько он богат.

Другие материальные элементы

Есть и другие предметы, которые хоть и реже, но встречаются в натюрмортах. Перья символизируют надежду, веру и милосердие, восточные ковры — богатство. Привезенные с арабских стран ковры были очень дорогими вещами, а для художника это был прекрасный способ разнообразить полотно яркими красками. Украшения с дорогой одеждой указывали на временную природу красоты и грех нарциссизма, особенно это касалось шелка, который был доступен только людям из высшего сословия. Верх чрезмерной гордости — фиолетовый шелк. Все дело в том, что получить фиолетовый цвет было непросто, такая одежда являлась самой дорогой. Также на тщеславие и гордость указывали кошельки для монет и шкатулки для хранения драгоценностей. Медицинские инструменты напоминали о слабости человеческого тела и болезнях. Кубки, игральные карты, кости — символы неверных жизненных целей и греха. Оружие указывало на власть, при этом меч являлся символом мужества, а кинжал напоминал об уязвимости человека перед смертью.