Сталинский ампир в дизайне интерьера

23 мая 2022

Это направление еще называют Сталианс, оно было распространено в тридцатые-шестидесятые годы в СССР. В отличие от построек для народа — бараков, спаренных одноэтажек, кирпичных домов без удобств, здесь было все для комфортного проживания. Сталинский ампир был уютным и торжественным, а доступен только самым избранным.

В середине 1930-х годов этот стиль зародился в архитектуре. Сталин, как Наполеон Бонапарт, благодаря которому зародился ампир, стремился показать всю мощь Советского государства помпезными высотками. В столице и других больших городах начали появляться новые здания с обилием лепнины и колон. Сталинские проекты жилых домов — это просторные квартиры с высокими потолками, раздельными комнатами и большими окнами. В 1950-х годах, когда к власти пришел Никита Хрущев, часть таких квартир превратили в коммунальные, а все будущие проекты отменили или предельно упростили. Хрущев считал такую роскошь недопустимой в то время, когда большинство людей ютилось в бараках без удобств.

Проект сталинской квартиры

Стандартная квартира «сталинка» состоит из трех-пяти комнат, однако были и семикомнатные варианты. Редко строились двухкомнатные квартиры. Площадь кухни достигала пятнадцати квадратных метров. Высота потолков — более трех метров. Вытянутые окна обычно выходили на две стороны. Обязательно присутствовал просторный холл, раздельный санузел, комнаты почти никогда не были смежными. Сами дома всегда строились в «историческом» центре крупного города, это значит, что вид из окон был соответствующим. Толстые стены домов возводились из белого кирпича, реже из красного. Сами здания имели три-четыре этажа, на фасаде обилие лепнины и настоящие колонны. Входные двери тяжелые, из дерева, часто двустворчатые, фасад также украшали профильными карнизами.

Несложно догадаться, что строили эти дома для избранных. Далеко не каждый представитель высшего партийного руководства мог стать владельцем такого жилья. Артисты, писатели, спортсмены, ученые, но только самые избранные и приближенные, тоже могли получить такую квартиру. Зато на пропагандистских плакатах, страницах журналов в таких интерьерах обязательно находились семьи простых рабочих. Впрочем, иногда передовикам эти квартиры все же доставались.

Интерьер квартиры в сталинском стиле

Квартирный дизайн объединял черты барокко, наполеоновского ампира и классицизма. Вот только в отличие от наполеоновского ампира, где обязательно присутствовало много золота, здесь яркие краски отсутствовали. Мебель преимущественно темная, стены пастельных оттенков, ковры красно-коричневые, межкомнатные двери белого цвета, иногда темно-коричневого. Допускался и монохромный интерьер с наличием некоторых ярких деталей, например, штор или картин. Обязательно присутствовало много натурального дерева, на полу паркет, который обычно выкладывался «елочкой». На стенах сдержанная лепнина, на потолках — фигурные розетки. А вот полы в санузле и кухне обязательно выкладывались керамической плиткой, более состоятельные люди могли позволить натуральный камень ценных пород.

Мебель выбиралась массивная и добротная, обычно из дуба, ореха и палисандра. Серванты выпуклой формы, круглые обеденные столы, кожаная мягкая мебель, деревянные стулья с точеными ножками — все эти предметы обязательно присутствовали в квартире с интерьером сталинского ампира. В самом центре потолка роскошная хрустальная люстра. Отдельные зоны освещались торшерами с текстильными плафонами, также присутствовали настенные бра, рабочее место в кабинете подсвечивалось настольной лампой. Оконные шторы обязательно были плотными и тяжелыми, со складками, в спальных комнатах вешали максимально темные, сегодня они называются блэкаут. Занавески иногда использовали и в дверных проемах.

Интерьер комнат

Гостиная, площадь которой иногда достигала тридцати квадратных метров, обязательно обставлялась дорогой мебелью. Комнату украшали напольные часы с боем, картины известных авторов, впрочем, это могли быть также работы с «советским реализмом». Полотна обязательно были в тяжелых рамах. Во всех жилых комнатах важную роль играла симметрия. Обязательно присутствовал центр комнаты, это мог быть камин или диван. Кухонных гарнитуров в те времена не изготовляли, зато был шкаф-сервант, буфет, каменная рабочая столешница. Столовая зона оформлялась обеденным столом.

Почти в каждой такой квартире обязательно присутствовал рабочий кабинет, который также выполнял функцию библиотеки. На самом почетном месте — массивный письменный стол, обязательно был книжный шкаф высотой почти до потолка. Холл или прихожая — это лицо квартиры, часто их оформляли роскошнее других. Например, на полу вместо паркета мог быть настоящий мрамор, на стенах — деревянные панели или лепнина. Могли также присутствовать колонны.

Сталинский интерьерный стиль можно с полной уверенностью назвать уникальным явлением, ведь в наше время все, что связано с той, эпохой ассоциируется с аскетизмом, а здесь все с точностью до наоборот. Неудивительно, что некоторые владельцы современных просторных квартир тоже стремятся к такому оформлению. Вот только на современном рынке мало присутствует соответствующих предметов, и нередко приходится делать покупки в антикварных магазинах.